Основатель Invisible Studio Пирс Тейлор модернизировал собственный автономный дом Moonshine. Дом располагается недалеко от Бата, на юго-западе Англии. Этот проект, названный британскими архитектурными журналами лучшим в категории «малые дома» в 2020-м, теперь стал еще более экологичным.
По теме: Как сделать интерьер экологичнее: 8 простых советов
«В каком-то смысле в помощью этой реконструкции я хотел исправить ошибки юности: ведь я проектировал дом два десятилетия назад, когда был совсем молодым архитектором, — поясняет Тейлор. — Однако за прошедшие годы не только я сам многому научился, но и улучшились технологии и материалы. Мы уже довольно долго жили с семьей в Moonshine, но он очевидно нуждался в капитальном ремонте. Есть что-то приятное и успокаивающее в возможности улучшить окружающий мир — и полагаю, именно это мы и сделали».
Резиденция Moonshine была создана в 2002 году: первоначальный проект подразумевал переоборудование школьного здания с зубчатыми стенками в большой загородный дом для архитектора и его семьи. Тейлор отремонтировал здание XVIII века, добавил деревянную пристройку, при этом все материалы, использовавшиеся при строительстве, были собраны на участке длиной меньше километра, поскольку в то время к этому району у транспортных средств не было доступа.
По прошествии времени Тейлор взялся за улучшение экологических характеристик своего поместья: в первую очередь изменения коснулись облицовки деревянной пристройки. «Я хотел сделать дом максимально изолированным и энергоэффективным, поэтому обновил внешнее покрытие до стандартов Passivhaus, разработанных Институтом пассивного дома (PHI). Это независимый исследовательский институт, сыгравший важную роль в разработке концепции «пассивного дома» — единственного международно признанного стандарта энергоэффективности в строительстве, — поясняет Тейлор. — Еще 20 лет назад я думал в первую очередь о вентиляции и пассивном солнечном свете, а теперь самые важные моменты — это воздухонепроницаемость, суперизоляция и контроль западного солнца, чтобы избежать перегрева».
Были добавлены слои изоляции для стен, а несколько больших окон дома были заполнены фанерой. Все оставшиеся окна и экраны были заменены на высококачественное стекло, а снаружи здание было облицовано черной гофрированной сталью, как и крыша. Внутренняя отделка дома по большей части осталась нетронутой: по желанию семьи деревянные панели сохранили. Важным было свести неудобства реконструкции к минимуму.
Технологии остекления значительно продвинулись вперед, и, поскольку целью было уменьшение площади окон, ведущих на север и запад, имело смысл заменить все остекление. Дубовый каркас был сохранен, а кухня получила новую облицовку и столешницы из нержавеющей стали: их пришлось поднять, чтобы соответствовать новой высоте пола, которая изменилась из-за изоляции.
Тейлор уверен, что характеристики дома значительно улучшились после ликвидации некоторых частей первоначального проекта, которые показали свою неэффективность. При этом оригинальность первоначального замысла была сохранена. «Чувство удовлетворения от приведения в гармонию всех элементов этого дома — прекрасно. Ведь здания развиваются, адаптируются и изменяются. Я думаю, что этот проект демонстрирует противоречия, с которыми мы все боремся и пытаемся примириться. Важно еще и то, что мы работали в рамках ограниченного бюджета — а в таком случае вы можете делать только действительно необходимое».