Венецианская архитектурная биеннале 2023: тема и слова главного куратора Лесли Локко
1 июня 2022 г.
Роберто Чикутто, президент Венецианской архитектурной биеннале, и Лесли Локко, ее куратор, объявили тему Венецианской архитектурной биеннале 2023 года, которая пройдет с субботы, 20 мая, по воскресенье, 26 ноября 2023 года, на площадках Арсенала и садов Джардини.
Тема звучит как The Laboratory of the Future. В виде «лаборатории будущего» будет рассматриваться Африканский континент, разнообразие и его культурная самобытность — от организационных структур до индивидуальных навыков и привычек. «Есть одно место, где все эти вопросы справедливости, ресурсов, рас, надежды и страха сходятся и сливаются воедино. Это Африка», — считает Лесли Локко, ганско-шотландский архитектор, академик и писатель. Она является первым чернокожим архитектором, который курирует Венецианскую архитектурную биеннале, и третьей женщиной-архитектором по счету, возглавившей выставку (после назначения Кадзуё Седзимы в 2010 году и Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара в 2018).
«На антропологическом уровне мы все африканцы. И то, что происходит в Африке, происходит со всеми нами, — говорит Локко. Африка — это лаборатория будущего. Мы — самый молодой континент в мире, средний возраст которого вдвое меньше, чем в Европе и Соединенных Штатах, и на десять лет моложе, чем в Азии. Мы являемся самым быстро урбанизирующимся континентом в мире, темпы роста которого составляют почти 4% в год. Этот быстрый и в значительной степени незапланированный рост, как правило, происходит за счет местной окружающей среды и экосистем, из-за чего мы оказываемся на грани изменения климата как в региональном, так и на планетарном уровне. За всеми разговорами об обезуглероживании легко забыть, что чернокожие были первыми, подпитавшими европейскую имперскую экспансию, сформировавшую современный мир. Расовое равенство и климатическая справедливость — две стороны одной медали. Но надежда — мощная валюта. Чтобы надеяться, нужно быть человеком. На глубоко личном уровне я обязана своим присутствием сегодня за этим столом неустанным требованиям более справедливого, более инклюзивного и более равноправного мира, за которое боролись поколения до меня.
Видение современного, разнообразного и инклюзивного общества соблазнительно и убедительно, но пока оно остается образом, это мираж. Необходимо нечто большее, чем репрезентация, и архитекторы исторически являются ключевыми игроками в воплощении образов в реальность. Венецианская архитектурная биеннале сама по себе также является своего рода лабораторией будущего. Сегодня слово «лаборатория» в большей степени ассоциируется с научными экспериментами и вызывает в воображении образы определенного типа помещения или здания.
Но слово «мастерская», от которого происходит слово «лаборатория» углубляет концепцию совместных усилий. Важно, что сотрудничество будет основываться на непосредственном опыте и ежедневных контактах друг с другом на равных. Мы рассматриваем нашу выставку как своего рода мастерскую, лабораторию, где архитекторы и практики из широкого круга творческих дисциплин извлекают примеры из своих современных практик. Это выставка, основанная на очень практических предпосылках и очень конкретных точках зрения.
Нет никаких сомнений в том, что мир сегодня чувствует себя менее стабильным, чем три года назад или даже три месяца назад. Ежедневно возникают новые трения между нациями, соседями, мигрантами; между нами и «другими», между нами и нашим окружением. Европа, убаюканная ложным чувством безопасности в течение последних шестидесяти лет, внезапно вынуждена столкнуться с теми же вопросами почвы, языка и идентичности, которые никогда не исчезали в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
За последние два десятилетия появились два мощных термина, которые одновременно являются глобальными и локальными: деколонизация и декарбонизация. Оба осознаются в макромасштабах социальных, политических и экономических сил, находящихся далеко за пределами нашего понимания или контроля, но также переживаются интуитивно в микроскопических и интимных деталях повседневной жизни. Это — очень современное качество быть одновременно общим и конкретным, находящимся под влиянием огромных сил и все же формируемым спецификой места… Мы говорим о демократических пространствах, общественных местах, зеленой энергии и человеческом духе, как будто условия, которые делают это возможным и достижимым, универсальны и часто не обходятся ужасной ценой…
Способность архитектуры изменить то, как мы видим мир, является ее самым ценным и могущественным даром. Медленный, тщательный перевод идей в материальную и, все чаще, цифровую форму требует почти постоянного смещения взгляда… Новые технологии постоянно дают нам возможность увидеть неотфильтрованные фрагменты жизни в тех частях земного шара, которые мы, скорее всего, никогда не посетим, а тем более поймем. Но видеть одновременно и близко, и далеко — это также, как выразились Уильям Дюбуа и Франц Фанон , форма «двойного сознания», внутренний конфликт… Здесь, в Европе, мы говорим о меньшинствах и разнообразии, но правда в том, что меньшинства на Западе составляют глобальное большинство; разнообразие — наша общая норма».