Архитектурная биеннале в Венеции — глобальное событие. Здесь «сверяют часы» не только архитекторы, но политики и девелоперы. Участники прошлой выставки размышляли над бедностью, миграцией и экологическими кризисами. Смотр 2018 года ориентирован кураторами, ирландками Ивоной Фаррелл и Шелли Макнамарой на «свободное пространство» — Freespace. В фокусе — места, не занятые архитектурой.
Престижные «Золотые Львы», главный приз биеннале, получили молодые проектировщики из Швейцарии, британец Кеннет Фрэмптон и португальский мастер slow-архитектуры Эдуарду Соуту де Моура.
1. Павильон Швейцарии. Выставка Svizzera 240: House Tour оценена как «остроумная и приятная», но, прежде всего, как важная попытка «решить проблему критического масштаба в пространстве». Четверка студентов Цюрихской политехнической школы показала типичную недвижимость «под сдачу» — бесхарактерную череду комнат с белыми стенами, полами из ламината и пластиковыми окнами. Дезориентированный посетитель павильона мог ощутить себя и лилипутом, и бробдингнежцем одновременно... Только около 30% швейцарцев владеют собственным имуществом — большинство живет в арендуемых квартирах. Стоит ли банальность дизайна продолжать принимать за норму?
2. Португалец Эдуарду Соуту де Моура (р. 1952), лауреат Притцекоровской премии, получил «Льва», впечатлив жюри аэрофотоснимками, «которые показывают существенные отношения между архитектурой, временем и местом».
3. Павильон Великобритании. Специального упоминания жюри заслужил британский проект: Адам Карузо, Питер Сент-Джон из бюро Caruso St John и художник Маркус Тейлор. Завернутый в строительные леса, абсолютно пустой внутри, со смотровой площадкой на крыше павильон отмечен за мужество при создании «свободного пространства для неофициальных событий». Кураторов вдохновила пьеса Шекспира «Буря», где жертвы кораблекрушения, попадают на остров волшебника Просперо. Намеки на Brexit, изоляцию, перемены климата и повышение уровня мирового океана.
4. V&А Музей Виктории и Альберта главный музей современной культуры Великобритании принимает участие в основной экспозиции биеннале третий год подряд. В 2018 V&А приготовил проект о будущем социального жилья, показывая кусок его прошлого — фрагмент жилого комплекса Robin Hood Gardens, спроектированного бруталистами Питером и Элисон Смитсонами в 1972 году. Несмотря на протесты историков и практиков, здания идут под снос.
5. Ватикан. Святой престол впервые в истории принимает участие в биеннале. 10 часовен среди красивых деревьев на острове Сан-Джорджо-Маджоре построили архитекторы из разных стран, адепты разных школ и люди разной веры. Среди звездных проектировщиков, принявших предложение Ватикана: Норман Фостер, Франческо Челлини, Эдуардо Соуту де Моура и Шон Годселл. Решение о постройке именно десяти часовен — это отсыл к десяти библейским заповедям; каждый павильон содержит два основных литургических элемента: кафедру и алтарь.
Устойчивость, этика и крафт. Бельгийское трио из Гента AЯн де Вилдер, Инге Винк, Джо Тайлье получило «Серебряного Льва» за умение ждать и творчество, которое «вызывает доверие, благодаря которому архитектура открыта для будущей жизни».
Особого упоминания жюри заслужили: индонезиец Андра Матин и индийское бюро RMA Architects, которое «затронуло вопросы интимности и эмпатии, мягко размывая социальные границы и иерархии». Глава студии из Бомбея — Рахул Мехрота, не только практик, но и теоретик архитектуры, профессор Кембриджа и Гарварда.
На биеннале можно встретить девять лауреатов Притцкера: Альваро Сиза, Петер Цумтор, Эдуарду Соуту де Моура, Ван Шу, Казуо Седжима и Рю Нишизава, Тойо Ито, Алехандро Аравена и Пауло Мендес да Роша. В Арсенале и Центральном павильоне садов Жардини лидирует Великобритания — девять бюро из Лондона, включая Дэвида Чипперфильда. По пять бюро представляют Испанию, США и Швейцарию.
Государство Ватикан не единственный дебютант этой биеннале. Впервые участвуют Антигуа и Барбуда, Саудовская Аравия, Гватемала, Ливан, Монголия и Пакистан.