Кто получит премию Притцкера в 2017?
13 февраля 2017 г.
В марте жюри престижной Притцкеровской премии объявит лауреата этого года.Прием заявок уже завершен — предложить своего номинанта могли не только опрашиваемые исполнительным директором премии Мартой Торн победители прошлых лет, критики и эксперты, но и любой лицензированный архитектор. Предсказать выбор международного жюри почти невозможно. Не сомневаемся — он удивит и в этом году. И вспоминаем, что заметного сделали основные претенденты на бронзовую медаль и 100 000 долларов за последний год.
Бьярке Ингельс — один из главных экспериментаторов и изобретателей новых форматов построил летний павильон галереи Серпентайн 2016, а его бюро BIG завершило строительство жилого комплекса VIА 57 West на Манхеттене. Но для главного приза, присуждаемого в основном за общий вклад в искусство, датчанин пока слишком молод.
Даниэль Либескинд давно уже числится в претендентах на «Нобелевскую» премию по архитектуре. Ведущий специалист по болезненным моментам исторической памяти и масштабным градостроительным замыслам в этому году был не очень заметен, хотя ведет сразу несколько крупных проектов и продолжает выигрывать конкурсы по всему миру. Но его жесткая, ранящая архитектура — безусловно явление, требующее оценки.
Американец Стивен Холл тоже далеко не первый раз попадает в число основных претендентов на главную архитектурную премию и вполне ее заслуживает. В прошедшем году его бюро завершило работу над корпусом изобразительных искусств Университета Айовы, а в этом должно достроить онкологический центр Мэгги при больнице Сент-Бартоломью в Лондоне.
Кенго Кума. Кроме не очень громких построек в своем фирменном стиле, ценитель необработанного дерева и вообще природных материалов, любитель экранов и вертикальных членений оказался вовлечен в скандальную историю с проектом олимпийского стадиона в Токио и поучаствовал в конкурсе на музей Андерсона в Оденсе. Японскую архитектурную школу жюри Pritzker Prize традиционно ценит, а Кума один из немногих звезд из Страны восходящего солнца, пока еще не отмеченных наградой.
Сантьяго Калатрава — еще один из ветеранов среди претендентов и один из самых ожидаемых номинантов. В последнее время заставил говорить о себе после открытия спорного и дорогого транспортного терминала Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а также публикации проекта павильона ОАЭ для EXPO-2020 и проекта Peninsula Place для Лондона. Решиться поддержать непростую репутацию испанца и его слишком самостоятельный курс, который он прокладывает вне каких-либо тенденций и традиций, будет непросто.
Франсина Хубен (Francine Houben). Кураторами Архитектурной биеннале в Венеции 2018 года приглашены ирландки Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, от которых ждут обсуждения проблем развития образовательных и общественных пространств в современном мире. И в этом контексте выбор одной из основательниц Mecanoo и его креативного директора, считающейся специалистом в этой сфере, выглядел бы вполне логичным. В 2016 бюро завершило строительство сразу двух колледжей и студенческого общежития в Лейдене, получило одобрение своего проекта для Университета Манчестера и показало эскизный проект реновации для Нью-Йоркской публичной библиотеки.
Дэвид Чипперфильд, начинавший карьеру в мастерских двух обладателей Притцкера — Нормана Фостера и Ричарда Роджерса, который с 2015 года входит в жюри премии — также считается традиционным номинантом. Специалист по реконструкции исторических зданий (среди его текущих проектов постройка Эро Сааринена в Лондоне, из которого выезжает посольство США, и Новая национальная галерея Миса ван дер Роэ в Берлине) и архитектурному контексту построил флагманский бутик Valentino на лондонской Бонд Стрит и выиграл конкурс на реконструкцию административного здания на бульваре Морлан в Париже.