В лондонском издательстве Fuel вышла книга-альбом Holidays in Soviet Sanatoriums. Ее написала британский журналист Мариам Омиди.
В книге — утопические идеалы и архитектура брутализма, нетрадиционные методы лечения и истории отдыхающих. Фотографии, которые выглядят как ретро, снимали сегодня. Команда из шести фотографов и одного писателя побывала в большом путешествии, исследуя советские лечебницы от степей Казахстана до предгорий Грузии.
Брутализм снова в моде: идеи утопического футуризма «перепрограммируются» на XXI век. В советских государствах-сателлитах на Черном и Балтийском морях, праздничные курортные комплексы планировались как физическое воплощение триумфа государства. В постсоветское время многие бетонные конструкции — санатории, дома отдыха, гостиницы, здравницы и лечебницы — остались без посторонней помощи после нескольких десятилетий использования.
Курортно-туристическое строительство продолжалось вплоть до распада СССР. Вопрос о досуге был проработан советскими мыслителями: две недели ежегодного отпуска были закреплены в трудовом кодексе и считалось, что лучше всего их проводить в специальном учреждении — доме отдыха и санатории. Свободное время и работа не были разделены, отдых рассматривался государством как один из способов повышения производительности труда.
Придуманные еще в 1920-х годах советские санатории восстанавливали здоровье трудящихся, подорванное тяжелой работой и неустроенным бытом. В 1990 году лечебно-курортные учреждения СССР могли принять более полумиллиона гостей.
Архитектура санаториев считалась одной из самых передовых для своего времени. Большинство заказов на проектирование принимал проектно-исследовательский институт «Курортпроект», организованный в 1967 году. В 2000-м на его базе было создано ЗАО «Курортпроект». С 1974 года главным конструктором «Курортпроекта» был выдающийся инженер-конструктор Нодар Канчели (1938-2015), специалист по сложным безопорным конструкциям.
В советский санаторий — гибрид между лечебным учреждением и спа — счастливых отдыхающих отправляли раз в год по профсоюзной путевке. Приоритет (помимо партийных функционеров) был у военных и шахтеров. Остальные — «стояли в очереди». Пребывание контролировалось врачами, а количество, время, расписание процедур — инструкциями Министерства здравоохранения. Пациенты купались в термальных водах, принимали грязевые ванны, занимались физическими упражнениями и придерживались предписанной диеты. Пребывание в санатории было почти бесплатным: путевку оплачивали профсоюзные организации (государство), но персонал строго следил за тем, чтобы все назначения выполнялись неукоснительно.
Сегодня многие здания пришли в упадок, но некоторые санатории продолжают принимать гостей. Их методы лечения частично сохранились с советских времен. Наряду с ростом санаториев в СССР родилась «курортология» — медицинская наука, изучающая воздействие природы и ее элементов на людей. Вслед за поэтами-романтиками советские курортологи ратовали за воссоединение с природной средой, ранее считавшейся враждебной, а теперь представляющей потенциал для лечения всех болезней. Были созданы институты, целиком посвященные курортологии. Они изучали эффективность натуральных лекарств, разрабатывали методы, начиная от грязевых ванн и заканчивая светотерапией. Курортология влияла и на архитектуру.
В книге Holidays in Soviet Sanatoriums Мариам Омиди удалось восстановить и описать историю проектирования, работу, лечебную практику более 40 известных санаториев на территории бывшего СССР: от Беларуси до Грузии и от Армении до Узбекистана. Здания, интерьеры и процедуры снимали фотографы Клод Доури, Рене Фитцек, Ольга Иванова, Наталия Куприянова, Дмитрий Лукьянов, Егор Рогалев, Владимир Шипотильников, Михал Соларски.
Идея книги появилась в начале 2015 года, после того как Мариам Омиди побывала в Ходжа Оби Гарме, санатории в горах Таджикистана, известном своими целебными, радоновыми источниками. «Я была потрясена архитектурой и ландшафтом — огромным бетонным, бруталистским блоком на вершине заснеженной горы, и гостеприимством тех, кто там работает и отдыхает. Такие методы лечения, как «подмывание лечебной водой» или «тряска в медицинском электрооборудовании», были столь же своеобразны, как и их названия».