Премию Притцкера, архитектурный аналог Нобелевской, в 2019 году вручили 87-летнему великому практику и теоретику японской архитектуры Арате Исодзаки (Arata Isozaki).
Арата Исодзаки родился в 1931 году в г. Оита. Закончил архитектурный факультет Токийского университета в 1954. Его инсталляция «Электрический лабиринт», созданная в 1968 году для 14-й триеннале в Милане, была уничтожена участниками студенческих волнений. Автор проектов Муниципальной библиотеки в Китакюсю, Музея Современного искусства в Лос-Анджелесе, Дворца спорта San Jordi в Барселоне, Центра науки и технологий (США) и др. Профессор Токийского, Гавайского и Колумбийского университетов. Автор многочисленных теоретических трудов по истории и теории архитектуры, в том числе статьи «Архитектура с или без иронии». Принципы проектирования Исодзаки в разное время воплощали идеи функционализма, метаболизма, постмодернизма.
Об экстремальном формировании архитектурного облика городов и андеграуде рассказывает Арата Исодзаки в интервью «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН»:
Польза катаклизмов Одно из самых сильных впечатлений моего детства — отсутствие целых городов в Японии после войны. Я был свидетелем того, как из руин и пустыни стали подниматься мегаполисы, вырастать новая архитектура и формироваться другая среда. Часто должен произойти какой-то толчок, сложиться экстремальная ситуация, прежде чем в архитектуре возникнет нечто стоящее и действительно новое. Будь это землетрясение в Кобо, бунтующие 60-е или события в России 20-х годов. (Меня не устает вдохновлять советский архитектурный авангард).
Субкультура В молодости я ездил в Нью-Йорк или Париж и повсюду встречал друзей, которых волновали те же вопросы, что и меня. Это был другой мир. У молодого поколения всегда своя субкультура. Увлеченность и энергия дают возможность что-то создавать. Начало моей работы связано с андеграундом. Конечно, я давно уже вылез на поверхность, но мне интересны проекты молодых архитекторов. Если молодые смелее будут реализовывать то, что они придумывают на бумаге, я уверен: это окажется востребованным и модным.
Последний поклон Токио умирает как город, теряет свою атмосферу и структуру. И никогда больше не будет милым и спокойным. Здесь вырубают много зелени. Разрушают старые здания и строят стандартные из стекла и бетона. Может быть, когда-нибудь Токио станет обворожительным в чем-то другом. Но когда это произойдет, никто не знает.