Современная архитектура Парижа: 5 оригинальных проектов
29 августа 2017 г.
Архитектура французской столицы — не только Лувр и Эйфелева башня. Облик города меняют творения притцкеровских лауреатов и бюро с мировым реноме. Строят концертные залы и новые кварталы от миллионов до миллиарда евро.1. La Seine Musicale
Общая геометрия плана повторяет силуэт участка, а белые бетонные фасады с небольшими отверстиями напоминают обшивку корабля — реверанс в сторону располагавшихся здесь раньше заводов Renault: их главное белое здание напоминало лайнер.
Новое концертное пространство, открывшееся в 2017 году, спроектировал лауреат Притцкеровской премии Шигеру Бан (Shigeru Ban) совместно с французским коллегой Жаном де Гастином (Jean de Gastines Architectes). Комплекс «Музыкальная Сена» построен на острове Сеген в пригороде Булонь-Биянкур на юго-западе Парижа. Узнаваемым символом проекта стала деревянная остекленная конструкция, внутри которой располагается зал Аудиториума на 1 150 мест. Вокруг шара вращается своеобразный парус, составленный из солнечных батарей. Общая площадь — 36 000 кв. метров. Помимо Аудиториума в «музыкоград» входят главный концертный зал Grande Seine, студии звукозаписи и репетиционные залы. На верхнем уровне расположен сад Bellini. Программой предусмотрено более 300 мероприятий в год: концерты, выставки, инсталляции, проведение конференций и фестивалей.
2. Pont de Sèvres Towers
Реконструкцией крупного офисного комплекса, построенного в 1975 году, занималось бюро Доминика Перро (Dominique Perrault). Центром композиции являются три высотные башни, каждая из которых состоит из шестигранных лепестков. Перро закрыл все фасады башен стеклом, сквозь которое хорошо прочитываются металлические панели. Серебристые «листы» закрывают перекрытия между этажами и вынесенные на фасад вертикальные опоры. Кроме того, все фасады «окольцовываются» горизонтальными светоотражающими профилями и светодиоидами, напоминающими по форме браслеты. Благодаря ним, все три башни получают круглосуточное освещение, из-за чего комплекс получил новое название — Citylights («Городские огни»). Кроме того, у всех башен появилась единая входная зона. Офисная часть также была реконструирована и приобрела свободный план.
3. Les Halles
«Я представил себе место в центре города, которое засажено лесом, — рассказывает архитектор Патрик Берже. — Пассажиры, поднимаясь из метро наверх, всегда будут видеть свет. Бежевый цвет стекла обеспечит солнечный эффект, работающий даже при типичном для Парижа сером небе».
Многофункциональный торговый комплекс Les Halles (Ле-Аль) предстал в обновленном виде: его накрыли золотой крышей. Над проектом работали архитекторы Патрик Берже (Patrick Berger) и Жак Анзиутти (Jacques Anziutti). Расположенный в самом центре французской столицы Les Halles занимает территорию в 10 га — с XII века вплоть до 1970-х годов здесь располагался главный городской рынок. Гигантский золотой навес накрыл центральную часть комплекса. La Canopée (фр. — «верхушка леса») представляет собой изогнутую полупрозрачную крышу: 18 000 стеклянных пластин подобно густой листве защищают пространство от солнца и дождя, но пропускают воздух. Под ними расположились кинотеатр, бассейн, медиатека, студии для любителей музыки и центр La Place, посвященный культуре хип-хопа.
4. Philharmonie de Paris
В присутствии Президента Олланда в парке Ла-Виллет в январе 2015-го открыта парижская филармония — один из самых обсуждаемых и скандальных проектов последних лет. Автор, архитектор Жан Нувель отказался присутствовать на церемонии, посчитав стройку незавершенной. Работы должны были окончиться в феврале 2012 года. Бюджет превышен более чем на 200 млн евро. Но здание определенно стало достопримечательностью Парижа. Большой зал на 2400 мест и эффектная криволинейная металлическая крыша уже волнуют воображение.
5. Российский духовно-культурный православный центр
Центр, открывшийся в 2016 году, проектировало международное архитектурное бюро Wilmotte & Associés во главе с Жаном-Мишелем Вильмоттом. Проект одновременно должен был реализовать три задачи: построить храм, соответствующий русским православным канонам, создать современный и утилитарный комплекс и, наконец, увеличить длину улицы и открыть вид на дворец Альма, который ранее был скрыт зданием метеослужбы. Центром ансамбля является церковь Святой Троицы, окруженная несколькими корпусами. Композиция строится на очевидном контрасте между тонкой классической церковной формой и структурированной геометрией обрамляющих ее зданий. Над ландшафтным оформлением работал пейзажист Луи Бенеш (Loius Benech), который украсил территорию красными и желтыми сибирскими яблонями, монгольскими липами и кленами.