Большая ретроспектива скульптора Сезара (César Baldaccini, 1921-1998) открывается в Центре Помпиду.
Основоположник «нового реализма», ключевая фигура французского искусства 1960-70-х годов, автор главного приза французских кинематографистов, названного его именем, а также шестиметрового большого пальца в парижском районе Ля Дефанс. На выставке, приуроченной к двадцатилетию со дня смерти художника, представлены работы в разной технике и в первую очередь его прославленные «Компрессии»: сплющенные прессом старые автомобили, жестяные банки и прочий металлолом — обвинительный акт обществу потребления. Прожив 77 лет, Сезар много экспериментировал, много эпатировал, но был признан, уважаем и любим. В 1976 году Сезар, лучший друг французских кинематографистов, создал статуэтку-приз французского кинофестиваля, носящего его имя.
1. Родиться в баре, работать в борделе. Родители Сезара — итальянцы из Тосканы Омер и Лейла Бальдаччини — держали в Марселе бар. Именно тут в баре 1 января после шумного празднования Нового года на улице Лубон в 1912 году появился на свет сам Сезар и ее сестра-близнец Амадин. В послевоенном Париже ателье Сезара находилось в здании бывшего борделя на улице Л 'Эшоде.
2. Испытание советского автопрома. Как известно, в конце 1950-х годов Сезар увлекся компрессиями. Он сжимал старый металлический лом, а потом и старые автомобили, гидравлическим прессом. В 1961 году известная покровительница искусств герцогиня Ноайская отдала Сезару свой Зил, на тот момент единственный в стране, и была необыкновенно удивлена, увидев, что в результате художественной компрессии автомобиль потерял 90 процентов своего объема.
3. Части тела: все гениальное — просто. Практически любая часть тела может страть темой скульптурного шедевра. Сезар опробовал палец, грудь и крепко сжатый кулак. В 1965 году скульптор представил изваяние своего собственного большого пальца высотой 1,85 метра. По случаю Олимпийских игр в Сеуле в 1988 он создал бронзовый Thumb высотой 6 метров. Именно этот его опус считается самым популярным и наиболее воспроизводимым. В 1967 году он сделал шесть копий скульптуры «Грудь», полиэфирное литье размером 82 × 193 × 266 см, один экземпляр хранится в Музее искусств в Тулоне, другой в Фонде Джанадды. «Кулак», монументальная семитонная форма из полированной нержавеющей стали, установлена летом 1970 года перед военным лицеем Сен-Сир.
4. Подделывать Сезара легко и приятно. В 2009 году суд французского города Грасса признал г-на Эрика Пьедуа виновным в подделке 135 работ Сезара. Работал г-н Пьедуа со своим братом, матерью и несколькими помощниками. Друг фотографа Сезара признался, что изготовил поддельную фирменную печать скульптора по фотографии отпечатка его пальца. В течение трех лет после смерти Сезара, грасская ОПГ продала фейковых скульптур на 20 млн евро. История странная. Г-н Пьедуа настолько был уверен в своей неуязвимости, что незадолго до ареста хвастался в анонимном телевизионным интервью, что сделал 1500 поддельных Сезаров, продавая их по 45 000 евро за штуку. Защищаясь в суде, он утверждал, что его работы не подделки, а самостоятельные произведения, вдохновленные творчеством известного скульптора.
5. Чудесное избавление от милионных налогов. После смерти Сезара французское налоговое ведомство начало предъявлять претензии наследникам. Во время инвентаризации фондов знаменитого скульптора оказалось, что примерно 300 работ, потенциально очень дорогих, исчезли. В течение долгих лет шло расследование, пока в 2008 году министр финансов Эрик Верт не написал письмо одной из сторон, что дело вскоре будет закрыто, а это позволит наследникам сэкономить уплату налогов на 27 млн евро. Список из отсутствующих 300 работ сократился до 38, а около 60 работ были засчитаны как подаренные. Злые языки, а точнее газета Либерасьон, утверждала, что министр закрыл глаза на исчезающие работы Сезара в обмен на финансовую поддержку партии Николя Саркози.
Центр Помпиду, с 12 декабря 2017 до 23 марта 2018.