Ярмарка современного искусства FIAC, организованная в 1974 году, считается одной из самых именитых. С 2003 года находится в жесткой конкуренции с лондонской Frieze Art Fair. Но Париж есть Париж и, чтобы ни случалось, все равно он остается местом притяжения артлаверов, художников и галеристов, а FIAC — мероприятием популярным и трендообразующим.
Осенью с 19 по 22 октября в Гран Пале выставились 193 галереи из 30 стран. По общим подсчетам на их стендах оказалось более 3000 художников. За пять дней «Большой дворец» посетило около 74 тысяч человек, что на два с половиной процента больше, чем в прошлом году. Французы отмечают малейшее улучшение ситуации, потому что недавние терракты оказали свое негативное воздействие — готовность коллекционеров смотреть и покупать искусство в Париже существенно ослабела. Но некоторые факты вселяют надежду.
Например, на парижском аукционе Christie's за 22 млн евро была куплена бронзовая работа Джакометти. Два самых крупных коллекционера Франции Франсуа Пино и Бернар Арно осмотрели стенды FIAC ещe до вернисажа. И, наконец, на ярмарку прислали представителей крупнейшие музеи мира: нью-йоркский музей современного искусства MoMA, Музей Гуггенхейма, Тейт Модерн, Музей Леопольда в Вене и многие другие. Приехали на FIAC и знаменитые художники, среди которых — Ли Уфан, Вим Дельвуа, Орлан.
Еще одно наблюдение: французы отмечают, что в покупателях искусства чувствуется смена поколений. Интересными шагами заявляют о себе коллекционеры в возрасте до 50 — и новые игроки на рынке, и потомки известных семей, обладающих солидными коллекциями. Все они больше ориентированы на современное искусство, а территория их поисков — творчество ныне действующих художников.
Галерист Тадеуш Ропак счастлив: «Это моя любимая ярмарка. FIAC дарит отличное сочетание молодого искусства и изысканно-сложного. Тут меньше андеграунда, чем на лондонской Frieze Art. Здесь отличный баланс между передовым и завоевавшим реноме. Искусство чувствует себя дома во Франции!»
Конечно, галеристы привезли разных художников, а вкусы коллекционеров вообще трудно поддаются классификации. Однако кое-какие общие увлечения можно назвать. Во-первых, и в Гран-Пале, и в саду Пти-Пале, и в Тюильри было много крупноформатных вещей. Во-вторых, цепкий глаз при всем разнообразии и многоцветии искусства на стендах, без труда выделял «красную линию». Эффектные работы в красном цвете оказались у самых невероятных художников: от Бюрена с красными ромбами до красной паутины моднейшей японки Шихару Сиоты.
Галеристы не могли не отреагировать на круглые даты. Франсуа Лаффанур (Galerie Downtown) привез Superbox — полосатый шедевр Этторе Соттсасса, столетие которого в этом году празднует весь дизайнерский мир. Галеристы Жорж-Филипп и Натали Валуа (Galerie Georges-Philippe & Nathalie Vallois) выставили работу еще одного юбиляра — французского художника Сезара. Его 95-летие отметили в прошлом году, но юбилейная выставка в Центре Помпиду только готовится к открытию.
Нынешний FIAC стал настоящим клондайком для тех, кто ценит нестандартные материалы в работах, и для любителей «смешанной техники». Для покупателей, имеющих вкус к напластованиям фактур, — сложносочиненные коллажи Изы Генцкен, для убежденных «материалистов» — голубое стекло Жан-Мишеля Отоньеля, бронза Тони Крэгга, коровьи шкуры и кожаные ремни.
И, наконец, галереи, продающие дизайн ХХ века, образовали небольшой, но интересный раздел. Пять дилеров Eric Philippe, Galerie Kreo, Galerie Patrick Seguin, Jousse Entreprise, Laffanour—Galerie Downtown сформировали очень французское предложение, зато все вещи (столы, стеллажи, кресла) для безупречной коллекции музейного уровня или для первоклассного дорогого интерьера.