В Афинах открылась масштабная выставка китайского художника Ай Вэйвэя. «Пекинский Энди Уорхол» Ай Вэйвэй (Ai Weiwei р. 18.05. 1957) – самый известный современный китайский художник, скульптор, фотограф, критик, блоггер. Он создал себе имя и репутацию не только своим искусством, но и открытым противодействием китайским властям. В 2011 году журнал Art Review поместил Ай Вэйвэя на первую строчку рейтинга самых влиятельных деятелей современного искусства.
Творчество Вэйвэя современно, но вдохновляется не только настоящим, но и прошлым. Он — один из немногих актуальных азиатских художников, кому удалась глобальная карьера. Поэтому Вэйвэю так подходит место, где проходит выставка – Museum of Cycladic Art — музей древнего искусства Киклад в Афинах. Киклады (или Цикладские острова) — архипелаг в Эгейском море, состоящий из многочисленных островов, в том числе Накос, Парос, Санторини и родина одной из самых значительных средиземноморских цивилизаций (3 тысячелетие до нашей эры). Для представителя древнейшей китайской цивилизации подобный европейский музей становится уникальной площадкой для высказывания.
Ай Вэйвэй отобрал для выставки 25 работ, преимущественно из дерева и мрамора, своих основных материалов, таких как уникальная «Гроздь» (2011), страшная мраморная «Маска»(2011), четырехметровый хрустальный «Подсвечник» (2015), и геометрическая Divina Proportione (2010).
«Что особенно интересно, — говорит об авторе Майкл Фрам, куратор выставки, с которым художник работает уже не первый раз, — он может взять предмет, будь то противогаз или видеокамера и превратить его в произведение искусства с политическим подтекстом, но здесь в музее оно смотрится просто красивым «поп –объектом».
Будучи политически активным и ангажированным, Вэйвэй не мог оставить без внимания кризис беженцев, с которым столкнулась Греция. Этой теме посвящены несколько новых работ, сделанных для выставки. «Флаги» встречают гостей уже на лестнице. Они напоминают золотые и серебряные теплозащитные одеяла, которые раздают переселенцам по прибытии на остров Лесбос, а еще один флаг воспроизводит силуэт утонувшего сирийского ребенка. Работы «Прах к праху» (Dust to Dust, 2008) или страшная фарфоровая кость «Останки» (Remains, 2015) выставлены среди старинных черепков, «Баллон слезоточивого газа» — среди античных сосудов. А мраморная «Камера наблюдения» — на фоне золотых обоев Golden Age (Maharam Serpentine Galleries). Кажется, что они прекрасно вписываются в постоянную экспозицию археологического музея.
Работа «Стоящий человек» (Standing Figure, 2016) была также создана специально для этой выставки. Шесть месяцев художник вырезал фигуру из цельного блока мрамора. За простотой формы здесь скрывается сложная символика — «Стоящий человек» перекликается с мраморными кикладскими идолами, а также отсылает к очень близкой автору теме разрушения артефактов во время китайской культурной революции (1966-1976). Здесь налицо и связь культур стран Китая и Греции, и различие их отношения к своему прошлому. Завершают выставку многочисленные фотографии. Вместе со своими «Фотообоями, снятыми ай-фоном», Ай Вэйвэй выставил 600 фотографий, сделанных греческими фотографами на острове Лесбос.
10% всех поступлений от выставки будут пожертвованы организации «Врачи без границ» (MSF) и греческой благотворительной организации METAdrasi, которые оказывают помощь беженцам. Выставка продлится до 30 октября 2016. Главным спонсором выступает компания Rolex.
o