Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce, 8 ноября 1939 — 4 апреля 2024) — классик итальянского дизайна. Не только архитектор, дизайнер, но и художник. Начинал в 1960-х. Выпускник Венецианского университета архитектуры. В разные годы выпускал коллекции для B&B Italia, De Padova, Vitra, Cassina, Meritalia. Хиты Пеше — кресло Up5 (1969), напольная лампа Moloch (1970), диван NewYork Sunset (1965), Crosby Chair (1999).
Он часто скучает, раздражается и критикует. Например, ему категорически не нравится, что в западном обществе принято использовать мужскую половину мозга, ту, что позволяет нам мыслить взвешенно, рационально и холодно.
«Мы живем не во времена ответов, но во времена вопросов. Пока творцы метались в поисках прекрасного, люди мучились от войн и эпидемий. С красотой покончено, и надо это признать». Эту горячую речь Гаэтано Пеше произносил на открытии собственной выставки в Центре Помпиду в 1996 году. Однако мир узнал о творчестве Гаэтано раньше. В 1972 году дальновидные кураторы Музея современного искусства в Нью-Йорке включили его работы в выставку Italy: the new domestic landscape. Полосатое надувное кресло Up5 и огромная металлическая лампа вошли во все хрестоматии дизайна.
Чтобы окончательно не впасть в мизантропию, Пеше надо перемещаться по миру. Пожил в Венеции, Падуе, Марселе, Хельсинки, Париже, Лондоне. Было время, когда три недели в месяц он проводил в Нью-Йорке. Признается, что там он осознал: хоть бизнес и часть современной культуры, он лично не может думать о деньгах 24 часа в сутки. В Москве Пеше только гостил, но посвятил ей целую инсталляцию. В 2002 году на миланской выставке был такой проект — 10 маэстро делали 10 гостиничных номеров, каждый о каком-то городе. Пеше досталась Москва. Итальянец сдерживать себя не стал, а выложил все, что думал: были там и подушки — луковичные купола, и пол с орнаментом из серпа и молота, и покрывало с картой Москвы, на которое проступали лики Сталина и Путина.
Ключевое событие в жизни Гаэтано Пеше состоялось в 1965-м, когда он встретился с Чезаре Кассиной, директором одноименной фабрики. Чезаре стал основным заказчиком Пеше.
Одно из их совместных усилий было посвящено 150-летию объединения Италии. 30 июня 2010 года в Турине на торгах аукционного дома Phillips de Pury продались пять столов из юбилейной коллекции Sessantuna. Пеше придумал 61 стол неправильной формы. Если их составить вместе, то получится карта Италии. Все они трехцветные — бело-красно-зеленые, как итальянский флаг. И все это — перепевы стола Sansone, который Пеше нарисовал для Cassina в 1980-м. В том же году он сделал проект офиса Chicago Tribune в Нью-Йорке — на фасаде из мутного стекла угадываются фрагменты человеческого тела.
Выставку Гаэтано Пеше «Другая красота» в 2016 году курировал его друг, итальянский политик, искусствовед и коллекционер Витторио Сгарби. Видно, что оба получали удовольствия от подготовки публичного зрелища. Старик остался верен себе — залы старинного дома были залиты красным, синим, зеленым и желтым полиуретаном; чуть-чуть секса и агрессии, громкий натужный хохот, цитаты итальянской классики...
Его объекты — и красавцы, и уроды, однако рука мастера узнается всегда. А это главное, ведь больше всего Пеше не любит конформизма. Просто на дух не переносит.