В Национальной галерее Сингапура и в ArtScience Museum проходит грандиозный показ Minimalism: Space. Light. Object (до 14 апреля 2019). Движение, начавшееся в 1960-х, оказало глубокое влияние не только на изобразительное искусство, но и на музыку, моду, архитектуру и дизайн. Минимализм изменил восприятие искусства: он сделал физическую встречу с произведением и пространство, которое оно занимает, самым важным.
Своими впечатлениями о двух выставках делится дизайнер Майк Шилов. «Минимализм и Сингапур не случайно объединились в грандиозном проекте — мне представляется, что это направление в искусстве городу-государству очень к лицу.
Я вижу множество параллелей между арт-минимализмом и тем посылом, с которым был создан и продолжает развиваться Сингапур. Чистый, лаконичный образ этого места подчеркнуто современен и необычайно свеж для мегаполиса, расположенного в самом центре Юго-Восточной Азии. Тут всё дышит легкостью, динамизмом и прогрессом — и художественные образы, очищенные от любых намеков на традицию и классицизм, здесь более чем уместны.
Минимализм как художественная тенденция зародился в середине прошлого века в Нью-Йорке. Он характеризуется геометрическими формами, которые часто последовательно повторяются, использованием промышленных процессов и материалов. Художники-минималисты стремились создать непосредственную взаимосвязь между зрителем и объектом искусства в определенном пространстве и времени. Отсюда множество инсталляций и объектов, подразумевающих не простое экспонирование, а нахождение строго в определенном контексте.
Этот новый подход вывел восприятие искусства за пределы самого произведения, включив в него экологический, социальный и политический контексты. Арт-минимализм сильно повлиял на музыку, дизайн, моду и образ жизни. Его растущее влияние давно вышло за пределы Соединенных Штатов. Доказательство тому — впечатляющий список звездных имен: Марк Ротко, Кармен Эррера. Фрэнк Стелла, Тацуо Миядзима, Дональд Джадд, Яёи Кусама, Мэри Мисс, Олафур Элиассон, Маргарет Ленг Тан, Тан Да Ву, Джереми Шарма и Ли Уфан.
«Минимализм: Космос. Свет. Объект». Выставка разделена на две экспозиции — и это даtт прекрасный шанс посетить два удивительных музея, которые сами по себе — произведения искусства. В Национальной галерее Сингапура, расположенной в великолепно отреставрированных зданиях бывшего Верховного суда и Мэрии, рассказывается о развитии и наследии минимализма с 1950-х годов до наших дней: более 150 художественных работ и иммерсивных инсталляций ведущих художников, таких как Роберт Моррис, Мона Хатум, Ай Вэйвэй, Аниш Капур, Ким Лим и многих других. По экспозиции выставки можно проследить, как художники в Азии, США и Европе исследовали идеи присутствия и отсутствия, часто основанные на азиатских философских течениях.
В музее ArtScience организована тематическая выставка. Она посвящена форме, цвету и духовности, размышлениям над понятиями небытия и космологической пустоты — принципам, которые являются основополагающими для минимализма и резонируют с восточной философией и наукой. Выставка исследует развитие арт-минимализма применительно к дзен и китайскому максимализму на примере работ Тан Пин, Сонг Донг, ЧарВай Цай и Морган Вонг.
Всеобъемлющая чернота вселенной элегантно выражена в новой работе художника-ученого Фредерика де Вильде, в то время как нематериальный колористический опыт и опыт пространства выражен в аудио-работе сингапурского художника Джереми Шарма. Зал Sound Room дарит музыкальное путешествие — 35 работ в захватывающей звуковой среде.
Уникальность сингапурского проекта в широком охвате авторов. Нам предоставляют возможность взглянуть на явление минимализма, не ограничивая себя привычными для европейца или американца именами Ротко, Элиассона, Стеллы или Капура, но открывая новые имена. Здесь идеалы художников воплощены в подчеркнуто разных по технике, размаху и настроению работах — от довольно депрессивных до парадоксальных и даже забавных.
Наконец, посещение выставки дает возможность оценить Сингапур как адрес для культурного отдыха, где гармонично сочетаются материальные и духовные аспекты. Это редкое и удивительное место, для посещения которого сейчас есть дополнительный весомый стимул.