Музей Люксембурга в Париже подготовил подарок всем любителям и знатокам декора. Ликующая экспозиция празднует и славит декоративное искусство и радостную светлую живопись. Она посвящена набидам, певшим оду жизни и творчеству. Сценографом показа выступает — Юбер ле Галль.
«Ввести красивое в повседневность» — вот мантра, которую повторяли художники круга Наби, авангардистской постимпрессионистской группы, возникшей в 1880-х. Братство Nabis (от слова «пророк» на иврите) состояло из молодых художников-диссидентов, в том числе Пола Серюзье, Эдуара Вюйара, Пьера Боннара и Мориса Дени. Их целью было разорвать границу между изобразительным и прикладным искусством в пользу «ар тоталь».
Гобелены, обои, ширмы, панно, витражи или керамика: плодородная и ритмичная вселенная Наби показывает мастерство пионеров декора. Помимо вышеназванных мастеров, на выставке — вещи Феликса Валлоттона, Аристида Майоля и Кер-Ксавье Русселя.
Очарованные японскими принтами и отвергающие импрессионизм как слишком реалистичную живопись, эти дети Гогена выбирали яркие и чистые цвета, упрощенные формы, окруженные черными, мягкими линиями. На картинах — нет страданий и мук, только сады, дети и женские фигуры.
Разорвать грань между изобразительным и прикладным искусством — к этому стремились в 1860-х годах в Англии Уильям Моррис вместе с Джоном Раскином (Arts and Crafts). В Испании течение стало называться каталонским модерном, в Бельгии — Виктор Орта, Ван де Вельде и Пол Ханкар сформировали бельгийский модерн, в Вене в 1897 году Йозеф Хоффман, Густав Климт и Коломан Мозер создали объединение под названием «Сецессион» (secessio: обособление). Цель — все та же — новый стиль.
«Наш век ничего не ненавидит так сильно, как повторы, — писал арт-критик Роже Маркс, — рецепты, унаследованные от прошлого, мучают аппетитом запретного, мир жаждет новых ощущений; уйти от преследования воспоминаний; изгнать то, чему учили...»
Стиль, созданный набидами, быстро стал востребованным. Русские миллионеры и немецкие промышленники заказывали им роспись своих новых особняков, а за свое недолгое время существования (последняя выставка набидов состоялась в 1899, а к 1906 году группа полностью распалась), набиды смогли создать свой вариант французского ар нуво, мистический и поэтичный.
• Группа «Наби» и декор, Музей Люксембурга, Париж, до 30 июня