Души, смесители, ванные марки Hansgrohe есть в берлинском Рейхстаге, небоскребе Бурдж-Халифа в Дубае, на лайнере Queen Mary II. О том, как дизайн помогает победить конкурентов, рассказывает Филипп Гроэ, внук основателя компании и руководитель бренда Axor.
«Инновации и дизайн — вот что интересует нас в XXI веке. За свою более чем столетнюю историю компания вложила в разработки сотни миллионов евро. Естественно, что она выводит на рынок изобретения, задающие тон всей сантехнической индустрии. Взять хотя бы автоматическую систему слива-перелива, которая появилась в 1934 году. Или Pura Vida с кнопочным переключением режимов струи и массажными струями, которые меняют угол своего направления (Hansgrohe Pura Vida, 2009). Еще в конце 1960 годов Hansgrohe AG первой обратила внимание на важность эстетической составляющей. В 1974 году ручной душ TRI-BEL стал первой моделью Hansgrohe, отмеченной дизайнерской премией. За этим последовало почти триста международных профессиональных наград.
В 1994-м мы мы сделали ставку на высокий дизайн и с тех пор подняли сантехническую арматуру до уровня статусного, знакового продукта. Идея выделить в рамках марки самостоятельный бренд Axor, ориентированный на дизайнерскую продукцию, принадлежала моему отцу Клаусу Гроэ, сегодня руководителем бренда стал я. Надежным залогом успеха является долгосрочное сотрудничество с лучшими дизайнерами мира: Филиппом Старком, Антонио Читтерио, Жан-Мари Массо, Патрисией Уркиолой, братьями Буруллек, Phoenix Design и др.
Самым плодотворным на сегодняшний день стало сотрудничество с Филиппом Старком. Наша первая совместная коллекция была выпущена в 1994 году. Последняя — Axor Starck Organic — вышла в 2012-м. Она примечательна еще и тем, что включает смеситель с самым экономичным на сегодняшний день расходом воды: 3,5 л/мин.
Ньюсмейкером 2014 года стал «живой классик» Антонио Читтерио, представивший обширную коллекцию из 37 элементов Axor Citterio E. Выдающийся архитектор и промдизайнер, один из основоположников «элегантной роскоши» (или «роскошной простоты») — наиболее востребованного стилистического направления в современном дизайне.
Читтерио был среди первых, кто начал переосмысливать роль ванной в доме: уже в 2003 году он объединил ее с жилым пространством спальни и спроектировал мебель для зонирования. Тогда это казалось революционным шагом. Сегодня слияние пространств — мегатренд, которому следуют все производители премиум-сегмента. Подобный подход предъявляет особые требования к облику оборудования, стимулируя дизайнеров.
Уже стал традицией наш проект WaterDream: самые влиятельные авторы представляют инсталляции — какой они видят современную ванную комнату, а примерно через два года на их основе запускаются коллекции. Отличные работы выполнили для нас японская студия Nendo (руководитель Оки Сато) и шведская Front, их ломающие стереотипы коллекции без преувеличения можно назвать уникальными. Путь от концепта до реального продукта занял всего три месяца — такого раньше не бывало! Оки Сато разработал душ, совмещенный с низковольтным LED-светильником. Сочетание воды и света выглядит впечатляюще, их естественный союз растворяет границы между комнатами. Тем, что традиционно располагалось в разных помещениях — лампа для чтения в гостиной, душ в ванной, — теперь можно насладиться без привязок к определенному пространству.
Front представили стильный техногенный дизайн: вентили напоминают оснащение подводной лодки. Душ конусообразной формы не составной, как обычно, а литой. Впервые примененная телескопическая штанга позволяет регулировать высоту душа, подстраиваясь под ваш рост. В продукт интегрирована наша инновационная программа Select: переключение с аэрированной струи на обычную осуществляется нажатием кнопки.
Сегодня в оснащении ванных комнат сложно изобрести что-то принципиально новое. Тем не менее интересные концепции возникают. Так, братья Ронан и Эрван Буруллек развивают идею индивидуализма и свободы выбора. Их Axor Bouroullec — конструктор: из более чем 80 элементов архитектор составляет для своего заказчика оптимальную комбинацию. Идею вариативности подхватил Старк. Его квадраты-души размещаются свободно, в различных сочетаниях. А Патрисия Уркиола несколько лет назад разработала ванную комнату для двоих — для Нее и для Него. Новый продукт создан модным английским дизайн-дуэтом Barber&Osgerby: их система Axor One сводит к минимуму количество элементов в зоне душевой.
Проведенное нами исследование показало: если жизнь обычной коллекции ограничивается максимум пятью годами, то дизайнерская успешна в течение десятилетий. Например, самая первая серия Старка со знаменитым джойстиком-перышком, которая была выведена на рынок 20 лет назад, остается хитом до сих пор. К ним однозначно применимо столь популярное сегодня понятие timeless. Их формы модны сегодня, но и через 10, и через 20 лет они останутся столь же актуальными.
Десять фабрик Hansgrohe расположены на трех континентах. Все душевые изделия производятся на заводах в южной Германии. Так что мы с гордостью пишем на упаковке Made in Germany. Смесители для европейских и российских потребителей также выходят из-под рук немецких мастеров. Душевое оборудование изготавливается из латуни (верхние души) с нанесением хрома, ручные души — из гранулированной основы с последующим нанесением семи (!) слоев для защиты от перегрева. Смесители и аксессуары — также из прочной и красивой латуни (много компонентного сплава на основе меди). Сегодня изделия могут быть изготовлены в двенадцати отделках, среди которых шлифованные или полированные хром, «под золото», «под красное золото», черный хром, никель, бронза... Покрытия наносятся методом PVD, что делает их особенно прочными.
Тенденции определяются технологиями. Актуальны сенсорные смесители, которые управляются касанием панели. Однако все, что связано с электроникой, требует качественного монтажа, который можно доверить только специалисту. Мы упростили задачу: типы душей у нас переключаются механически — кнопкой на лейке. Это ноу-хау Hansgrohe, удостоенное дизайнерских наград. Новейшая разработка, где она была применена — коллекция Hansgrohe Select 700».