Центральный музей Утрехта к столетию движения De Stijl опубликовал виртуальную экскурсию по дому Трюс Шрёдер-Шрэдер (Truus Schröder-Schräder), построенному в 1924 году по проекту голландского архитектора и диззайнера Геррита Ритвельда. Чем так интересен этот памятник?
1. Независимая вдова. Хозяйка дома Трюс Шрёдер-Шрэдер в 35 лет осталась вдовой с тремя детьми. Не желая жить в респектабельном доме мужа-адвоката, с которым по важным вопросам кардинально расходилась во взглядах, она надумала переехать. И, по совету друга-архитектора Ритвельда, пространство для своей семьи решила построить сама.
2. Дети в доме. Трюс заботило образование и воспитание детей: ей хотелось, чтобы они росли в свободной и творческой обстановке, общались с людьми, которые были ее частыми гостями. Все это обеспечивал новый дом, который, кстати, обошелся на треть дороже, чем стоил бы обычный трехэтажный особняк. Интересно, что в 1936 году дом сдавали школе Монтессори — он оптимально подходил для методики развития детей, в основе которой лежит самостоятельность и свобода личности. А дочь Трюс, Йоханна Шрёдер, впоследствии стала одной из первых практикующих женщин-архитекторов в Нидерландах и потом преподавала интерьерный дизайн в США.
3. Признание в любви. Геррит Ритвельд и Трюс Шрёдер-Шрэдер познакомились, когда Трюс затеяла ремонт в своем старом доме — муж позволил ей переделать одну из комнат на свой вкус. Совместная работа над Rietveld Schröderhuis переросла в романтическую привязанность, которой не помешали трое детей Трюс и шестеро Ритвельда. В доме, построенном для возлюбленной, архитектор и сам прожил несколько лет — переехал туда после смерти жены.
4. Заказчик, который знает, что хочет. Трюс Шрёдер-Шрэдер интересовалась искусством и вместе с мужем поддерживала местных художников. А до замужества посещала лекции по дизайну в технической школе в Германии. Неудивительно, что в работе над домом она принимала живейшее участие, не стесняясь критиковать Ритвельда и предлагая смелые решения — например, более яркие фасады и пространство без стен. Очень четко понимавшая, какой результат хочет видеть, именно Трюс во многом определила облик этого дома.
5. Скандал в городе. Необычный дом вызвал возмущение соседей, поскольку не вписывался в ансамбль буржуазной улицы. По словам Бертуса Мюлдера, архитектора, который реставрировал Rietveld Schröderhuis, для современников решение Трюс жить в столь эскцентричном доме было равнозначным переезду на Луну. Было очевидно, что архнадзор Утрехта не согласует новаторское строение, но Ритвельд сумел обойти строгие правила: первый этаж спланировал довольно традиционным — с прихожей, кухней, жилыми комнатами — а второй объявил чердаком, который по закону можно было обустраивать, как угодно.
6. Разметки на полу. Трюс предпочитала жить на втором этаже, ценя его гибкую планировку, огромные окна, обилие воздуха и света. Чтобы лишний раз не спускаться вниз, построили лифт для подачи еды, идущий прямо с кухни. Вполне возможно, что Трюс, воспитывавшаяся в монастырской школе для девочек, не так сильно ценила уединение. Обособлена лишь спальня хозяйки, детские же комнаты — со сдвижными и складными стенами и соответствующими им разметками на полу.
7. Без занавесок. Дом наполнен необычными и при этом практичными деталями. Здесь есть рычаг, который открывает дверь, ведущую на второй этаж, и переговорная труба для общения с молочником. Кухонные двери частично выкрашены в черный цвет — в тех местах, где больше всего пачкаются. А вместо занавесок на окнах съемные панели.
8. Вид, который перестал радовать. Дом специально «отвернули» окнами от улицы: с другой стороны был сначала сад. Там планировали провести новую улицу, но вместо нее в 1964 году появилась автострада, отрезавшая дом от прекрасного вида. Возмущенный Ритвельд даже хотел снести свой шедевр.
Трюс действительно любила свой дом и дорожила памятью Ритвельда. Она прожила здесь более 60-ти лет до самой своей смерти в 1985 году. Когда в 1975-м особняк включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, она позаботилась о его дальнейшей судьбе. Сама выбрала реставратора (им стал лично работавший с Ритвельдом архитектор Бертус Мюлдер) и вместе с детьми создала фонд Ритвельда, которому передала дом. Сегодня это музей — его можно посетить только по предварительной записи.