Деян Суджич: пять мыслей о дизайне с комментариями
В конце 2017 года в России вышла новая книга Деяна Суджича — «B как Bauhaus. Азбука современного мира». Суджич не просто талантливый журналист и теоретик дизайна (в прошлом декан факультета искусств и редактор журнала Blueprint). Он — профессиональный куратор и музейщик, который сегодня возглавляет знаменитый London Design Museum. Книга вышла в рамках издательской программы Strelka Press, перевод сделала Анна Зайцева, куратор и заместитель директора Мультимедиа Арт Музея. Выбрать интересные цитаты из книги мы попросили Виктора Дембовского.
«В постоянно усложняющемся мире дизайн, как профессия все более дробится и уходит в частности. И тут важно не потерять общую картину и взглянуть на профессию со стороны. Мало кому это удается столь мастерски, как Деяну Суджичу. Суджич умеет оформить в слова те мысли, которые будто крутятся на границах сознания, но все никак не могут быть сформулированы тобой самим.
1. О привязанности к вещам. «Мы испытываем эмоциональную потребность передавать вещи потомкам. Своих бабушек, дедушек и родителей мы помним по тем вещам, которые они нам оставили, и нам хочется, чтобы ту или иную задачу выполнили вещи, которые мы завещаем детям. Однако набор предметов, которые можно передать по наследству, по мере развития цифровых технологий, становится все более ограниченным... Наше общество владеет большим числом вещей, чем когда бы то ни было, но никогда раньше люди не избавлялись от них с такой быстротой.»
В.Д. Дизайн — это всегда ответ на запросы общества и именно они определяют тенденции. Желание обладать чем-то из твоего времени, но способным прожить с тобой жизнь, и что перейдет к потомкам, становится знаковым в выборе дорогой мебели и деталей интерьера. Редко когда качественный интерьер обходится без подобных предметов.
2. О подделках «Рамс как-то вспоминал про свою встречу с французским дизайнером Филиппом Старком — провокатором и мастером нарочитой игривости. Старк сказал: «Все, что Джоннатан Айв сделал для Apple, он украл у вас». Но сам Рамс видел в этом лишь подтверждение того, что его работы по-прежнему современны... Дух Braun ненадолго вернулся в наш мир с выходом айфона первого поколения: интерфейс приложения «Калькулятор» с желтыми и коричневыми кнопками был осознанным и откровенным оммажем дизайну ЕТ44. »
В.Д. Суджич говорит о том, что дизайн не всегда аппелирует к предмету, очень часто — к методу мышления и подходу, который рождает идеи для будущих предметов. Некоторые идеи устаревают и уходят в прошлое, а некоторые продолжают быть современными, пусть изменились и материалы и технологии производства.
3. Каждому — свое «Дизайнер должен сделать вещь доступной для понимания, снабдив ее сигналами, которые сообщают пользователю о ее назначении и способе применения... Задачей дизайнера стало создание знаков, которые бы делали вещь достаточно дорогой на вид и на ощупь, чтобы соответствовать ее цене; в некоторых случаях дизайнер должен был приспосабливать предмет к гендеру потребителя. Например, фен или бритвенный станок для мужчин внешне может отличаться от того же предмета, адресованного покупателю-женщине. Стереотипы предсказуемы до обидного: мягкость и округлые формы считаются женскими, а вещи, предназначенные для мужчин, агрессивны на вид и изготавливаются из твердых материалов.»
В.Д. Наша эргономика и физические потребности влияют на формообразование предметной среды. Суджич поднимает важный вопрос о эстетике предмета, не параллельной дизайну, а как об одном из его механизмов.
4. О критическом дизайне «Проект по разведению свиней на органы ставит вопрос о цене нашего собственного выживания — в жертву приносится живое существо, чей геном отчасти совпадает с нашим. Пациент получает сердечный клапан и тем самым сохраняет себе жизнь — но происходит это ценой жизни свиньи, частица которой продолжает существовать в своем новом, теперь уже немного освиневшем хозяине. Студенты (Энтони Данна и Фионы Рэби, —прим. ред.) придумали объект, который с одного конца был корытом, а с другого — обеденным столом; организовав такую встречу животного и человека, они предложили зрителю поразмышлять о природе этой сделки. Произведения Данна и Рэби не предназначены для того, чтобы их воспринимали как дизайн в привычном нам смысле. Это не практические предложения и не проекты настоящих товаров. Скорее они относятся к той гораздо более сложно устроенной разновидности дизайна, которая задается вопросом о предназначении самого дизайна. Дизайн в традиционном понимании конструктивен, но Данн и Рэби вкладывают в него критический смысл. Мейнстрим решает проблемы — критический дизайн занимается их выявлением. Дизайн, который стремится услужить рынку, ищет ответы, а Данн и Рэби используют дизайн как метод, позволяющий формулировать вопросы.»
В.Д. К значениям материала и функции современных предметов часто добавляется смысловая нагрузка, иногда подчиненная им, но часто над ними доминирующая. И именно она определяет форму будущего предмета. В этом отрывке Суджич очень кратко и точно описал концептуальный/ критический дизайн, отграничив его и от классического дизайна, думающего о функции, и от арт-дизайна зацикленном на форме.
5. О любви и ненависти. «Уильям Моррис отвергал вообще все. Ему хотелось революционных перемен – и создавать красивые обои.»
В.Д. Суджич — ироничный и живой, никого не обожествляющий и находящийся в вечном диалоге и с современниками и мастерами давно ушедшими.