Американка Джесси Ривз (Jessi Reaves) считает себя скульптором, училась на живописца, ее фирменные объекты — деформированная до неузнаваемости модернистская мебель, на которой, однако, можно сидеть.
Именно к Ривз обратился Джон Гальяно, арт-директор Maison Margiela, с предложением создать декорации для показа коллекции Maison Margiela SS 2018. И это стало настоящей сенсацией. Прецедентов, чтобы скульптору заказали работы, которые стали частью коллекции модного дома, нет.
Джон Гальяно увидел работы в ее нью-йоркской мастерской и был шокирован тем, как ее творческий процесс похож на процесс создания моделей в Maison Margiela. Он тут же назвал ее своей «духовной сестрой». Сама Ривз тоже интуитивно чувствовала близость творчества Джона Гальяно — некоторое время назад в лондонской галерее Herald Street она выставила стул, обитый тканью, которая копировала ткань одного из платьев Гальяно, сделанных для Dior.
Придумывая объекты для дефиле, Джесси Ривз варьировала известные иконы дизайна ХХ века: стул Марселя Брейера Cesca и журнальный стол Исаму Ногучи. Она трансформировала идеи Брейера и Ногучи в острова пэчворка, сшитого из винила, полиэстера, кожи и белья. Диваны-трансформеры обретают свой настоящий свет только во время дефиле под светом софитов. Вообще-то ее стулья и скамейки нравиться не должны, но смотреть на них интересно.
Сама Джесси Ривз из Орегоны, но давно живет и работает в Нью-Йорке. Училась в Rhode Island School of Design, где ее специализацией была живопись. Еще в студенческие годы она выработала вкус к смешанной технике и эстетской незавершенности. Ривз любит, когда из ее скульптур торчит конструкция, знает толк в рваных краях и вылезающем поролоне.
Техника Ривз проста и повторяется практически во всех вещах. Самое главное — ткань, она натянута на мягкую подушку из пены, подушка укреплена на деревянной конструкции. Весь конструктив обычно задрапирован тектилем, как манекен при муляжном способе проектирования одежды.
Эксперты заметили, что самый выгодный ракурс всей ее мебели — если смотреть чуть снизу: так видят модели на подиуме редакторы моды и байеры во время дефиле. Она часто рвет ткани обивки и обрабатывает смачными мазками акриловой краски. «Расписать предмет мебели — самый простой способ изменить ее до неузнаваемсоти», — говорит Джесси Ривз. И пользуется этим приемом охотно.
Работы скульптора начала выставлять нью-йоркская галеристка Бриджит Донахью. К моменту открытия первой выставки у Ривз уже было достаточно скульптурной мебели, чтобы заполнить пространство галереи площадью 800 кв. метров. До того Ривз в основном принимала участие в групповых выставках, в которых ее опусы всегда притягивали внимание публики. Делать скульптурную мебель не так трудно, признается Джесси Ривз. «Камертоном, прообразом всех форм и пропорций все равно остается человеческое тело».
Джесси Ривз в принципе делает скульптуры, напоминающие мебель. Неслучайно ее работы были выставленны в 2017 на биеннале американского искусства в Музее Уитни (Whitney Biennale). Но все-таки от обычной скульптуры они отличаются намеренной функциональностью. Ривз настаивает на том, что на всех ее произведениях можно и нужно сидеть, лежать, использовать по назначению. «Комфорт на самом деле очень важен для меня. Иногда я жертвую некоторыми материалами или вношу изменения в общий облик предмета просто для того, чтобы сидеть было удобнее». На ее вернисажах в Нью-Йорке гости галереи, их дети и домашние питомцы охотно пользуются произведениям Джесси Ривз.