Автор роскошного путеводителя по Милану, выпущенного аукционным домом Phillips, Юлия Пешкова рекомендует, где и что посмотреть в «столице дизайна». 8 адресов рядом с туристическими тропами.
Серия путеводителей логически продолжает курсы искусствоведения и арт-поездок, организованных Phillips. Инициатор их появления — Марина Добровинская, директор образовательной программы аукционного дома. Путеводители выпущены ограниченным тиражом (500 экз.) и представляют собой арт-гиды с подборкой лучших музеев, галерей и ресторанов в разных городах мира. Их авторы — журналисты-культурологи, искусствоведы, критики. В путеводителях нет фотографий, вместо них — рисунки, специально созданные современными художниками. Например, путеводитель по Милану иллюстрировал Альдо Дамиоли.
Для обладателей этих редких книг предусмотрены специальные персональные программы и экскурсии. Приобрести арт-путеводители можно на сайте FavoritBook
Casa Museo Boschi Di Stefano
Де Кирико, Фонтана, Боччони, Сирони, Моранди, Манцони, Карра — после музея Novecento здесь, в Casa Museo Boschi Di Stefano — лучшая коллекция итальянского искусства ХХ века... Он работал на Pirelli, она родилась в семье директора строительной компании, коллекционера-любителя. Объединила Антонио Боски и Мариеду ди Стефано страсть к современному искусству. Милан в первой половине ХХ века был его центром. Здесь родились футуризм и новеченто, были подписаны манифесты «Настенной живописи» и «Спациализма».
Современники стоили дешевле, чем мастера Ренессанса, к тому же со многими общительная и образованная пара быстро подружилась. Однако, ради приобретения картин, Антонио и Мариеде приходилось вести довольно скромный образ жизни и даже продать машину. Они жили в кондоминиуме, построенном по проекту Пьеро Порталуппи. Квартира быстро превратилась в салон, куда приходили Карло Карра, Марио Сирони, Лучо Фонтана и другие актуальные художники, а стены стремительно покрывались картинами.
После смерти жены в 1968 году Антонио написал завещание, передающее жилье и коллекцию в дар городу. Он пережил Мариеду на двадцать лет, а в 2003 году в их квартире открылся музей. Из 2000 работ для экспозиции было выбрано 300 лучших. Большую часть мебели, к сожалению, пришлось убрать, оставили только самое ценное: стол по дизайну Порталуппи, обеденный ансамбль, спроектированный Марио Сирони для Триеннале 1936 года, светильник Алессандро Мендини... • Via Jan, 15, +39 2 20240568. Вт-вс 10.00-18.00
Casa del Manzoni
С точки зрения интерьеров дому писателя Алессандро Манцони сложно соперничать с палаццо аристократов и буржуа, но все-таки его стоит упомянуть. Тем более что у него практичный адрес (в двух шагах от одноименной улицы), удобное расписание и бесплатный вход. Манцони купил особняк XVIII века в 1813 году, привлеченный его центральным расположением и большим садом — писатель любил садовничать. Большая семья требовала большого количества комнат, и с помощью архитектора Андреа Бони дом был перестроен в неоренессансном стиле. Сначала шумный и гостеприимный, после множества преждевременных смертей дом превратился в жилище отшельника.
Манцони не покидал его до самой смерти в 1873, пережив двоих жен и девять из одиннадцати детей. В ХХ веке особняк поделили между музеем, центром изучения наследия Манцони и Историческим ломбардским обществом. В 2015 году дом был отреставрирован бюро Микеле де Лукки. От парадных залов с фресками до скромного кабинета и монашеской спальни — история дома и жизни писателя проходит перед глазами посетителей. • Via Gerolamo Morone, 1, +39 2 86460403. Вт-пт 10.00-18.00, сб 14.00-18.00
Бани Пьеро Порталуппи. L'Albergo diurno Venezia
Немногие итальянцы (не говоря уже о туристах), спешащие спуститься в метро «Порта Венеция», знают, что проходят мимо самого секретного шедевра архитектуры Милана. Буквально в нескольких метрах от станции, под землей находится бывший Albergo diurno Venezia, говоря попросту, публичные бани. Они были построены в 1920-е годы, когда далеко не все дома могли похвастаться наличием ванных. В Albergo diurno Venezia горожане или приезжие могли не только помыться, но и постричься, побриться, сделать маникюр или массаж, сдать вещи в прачечную и даже заказать путешествие.
Интерьер был под стать концепции — не просто практичным, но по-настоящему роскошным. Его оформил главный архитектор своего времени Пьеро Порталуппи. Помещение состояло из двух частей. Сначала посетители спускались в главный зал со сводчатыми потолками, мраморным мозаичным полом и деревянными настенными панелями. Зал был уставлен кожаными диванами, в которых можно было дождаться своей очереди или отдохнуть после процедур. По бокам зала находились небольшие парикмахерские и маникюрные салоны. Дальнее помещение предназначалось для мытья. В зависимости от доходов можно было выбрать скромную душевую или роскошную ванную комнату. Все были отделаны плиткой по последнему слову моды.
Albergo diurno Venezia был целым подземным храмом чистоты и красоты, недаром его украшала статуя богини Гигиеи. Долгие годы бани верой и правдой служили миланцам, но к концу ХХ века надобность в них отпала и их закрыли. Пока решался вопрос с их будущим, интерьер пришел в упадок, большая часть мебели исчезла. В 2014-м году бани перешли в управление Fondo Ambiente Italiano (FAI) и наконец-то появилась надежда на возрождение. Конечно, уже в новом качестве — культурного центра. Пока фонд собирает деньги на реконструкцию, этот уникальный шедевр ар деко можно увидеть во время экскурсии (запись на сайте FAI) или же одного из культурных событий — выставки, спектакля или перформанса. • Piazza Guglielmo Oberdan, 3, +39 2 659 2330.
Дизайн-галереи Robertaebasta
Свою первую галерею в Брере эксперт по дизайну ХХ века Роберта Тальявини открыла в 1967 году. Она предлагала классику итальянского дизайна (вещи Карло Бугатти, Ико Паризи, Джо Понти, Франко Альбини, Джанфранко Фраттини и др.) и французского ар деко (стекло Lalique и Daum, мебель Жака-Эмиля Рульманна, Жюля Лелё, Андре Арбюса и др.). В 1990-е годы к Роберте присоединился ее сын Маттиа Мартинелли и вместе они превратили Robertaebasta в целую антикварную империю, открыв еще три точки в этом же районе. Теперь коллекция галереи охватывает весь ХХ век и все жанры дизайна и искусства: мебель, свет, посуду, скульптуру, живопись, графику, ковры пр. В Robertaebasta можно не только купить отдельную вещь, но и заказать дизайн интерьера целиком с подбором полной обстановки в определенном стиле. • Via Fiori Chiari, 2 и 3, via Formentini, 4/6, via Solferino, 3, +39 2 86 15 93
Дизайн-галерея. Erastudio & Apartment Gallery
Галерея коллекционного дизайна основана в 2010 году архитектором Патрицией Тенти. Она специализируется на историческом дизайне (исключительно авторские прототипы и уникальные предметы классиков итальянского дизайна — Этторе Сотсасса, Франко Альбини, Карло Скарпы и др.) и коллаборациях с современными архитекторами и дизайнерами. Ее первое название — Apartment Gallery — объясняется тем, что галерея занимала квартиру на 4-ом этаже старинного дома на виа Палермо. Темные обшарпанные стены и занавешенные окна создавали в квартире немного мистическую атмосферу, а отсутствие витрины в течение пары лет помогало поддерживать статус «секретного места».
В 2012 году к квартире добавилось еще одно помещение, занявшее бывшую конюшню во дворе дома и получившее название Erastudio. Уже один этот дворик, сохранивший совершенно деревенский вид, и конюшня с садиком на крыше стоят того, чтобы сюда прийти. Несколько раз в год Патриция устраивает выставки дизайнеров и архитекторов, которых она представляет. Чаще всего они интересны не только содержанием, но и сценографией. • Via Palermo, 5, +39 2 3919 8515. Вт-сб 11.00-19.00.
Мебельная мастерская Bottega Ghianda
Наверняка название Bottega Ghianda вам ничего не говорит. Неудивительно — несмотря на то, что мастерская сыграла важную роль в развитии итальянского дизайна, вплоть до недавнего времени она находилось в тени. Иджинио Гианда открыл свою столярную мастерскую в Брианце в 1889 году. Сначала он изготавливал паркетную доску, потом переключился на пропеллеры для аэропланов и лишь в 1920-е год занялся мебелью. Встреча с Джо Понти изменила его жизнь. Архитектор показал Иджинио эскиз письменного стола для его проекта в Монтекатини и попросил его изготовить. Мастер справился блестяще, и с тех пор к нему потекла река заказов от архитекторов и дизайнеров.
Гае Ауленти, братья Кастильони, Чини Боери, Этторе Соттсасс, Марио Беллини и многие другие — все они шли к семье Гианда (после смерти Иджинио фабрику возглавила его жена, а потом сын Пьерлуиджи), потому что знали, что там смогут реализовать самый сложный эскиз. За помощью в разработке прототипов к мастерской обращались и крупные компании, среди которых Cassina, De Padova и Knoll.
Когда марка Hermès решила возродить линию складной мебели Pippa, она доверила ее производство Ghianda. Два года назад встал вопрос о будущем легендарной мастерской. Трое детей Пьерлуиджи отказались продолжать семейное дело и 89-летнему владельцу срочно нужно было найти покупателя. Им стал давний знакомый Ромео Соцци, владелец фабрики Promemoria. Через месяц после подписания договора о продаже Пьерлуиджи умер, можно надеяться, со спокойной душой. Главная перемена, которую затеял новый хозяин, это вывести мастерскую из тени.
Он нанял Микеле де Лукки в качестве арт-директора, скомпоновал из вещей разных лет коллекцию, наладил регулярное производство и, главное, открыл бутик в самом сердце Бреры. Спроектированный де Лукки, он больше похож на музей, чем на магазин: темные деревянные стены, профессиональная подсветка, обтянутые шерстью Loro Piana индивидуальные полки для «экспонатов». Отчасти это он есть, ведь продукция Bottega Ghianda — это история дизайна. Теперь многие из исторических вещей можно купить. Таблетница, которую в 1935 году Иджинио сделал в подарок жене владельца Fiat Джанни Аньелли, или подставка для книг, придуманная Гае Ауленти для музея Орсэ, стоят недешево, но зато как звучит! • Via Formentini, 9, +39 02 87201362. Вт-сб 10.00-13.30, 14.30-19.00
Мастерская Laboratorio Paravicini
Керамист Костанца Паравичини открыла свое ателье в центре Милана в 1990-х. Она хотела предложить альтернативу индустриальной посуде и вернуть индивидуальность в сервировку стола. Недавно к ней присоединилась ее дочь Бенедетта Медичи. Вдвоем они создают расписанные фарфоровые тарелки, которые заткнут за пояс продукцию многих известных брендов. Все делается на месте вручную — приготовление фарфоровой массы, формовка, обжиг, роспись, глазировка. Сюжеты росписи на любой вкус — ботаника, животные, история, путешествия, звездное небо, цирк и т. д. Можно заказать свой собственный дизайн. Маленький магазинчик Laboratorio Paravicini, спрятанный во внутреннем дворике рядом с ателье, уже сам по себе сокровище. Он находится в районе 5Vie («Пять улиц»), самом аутентичном и оригинальном квартале Милана. В нем царит дух провинциального города, где все друг друга знают — ни за что не скажешь, что в двух шагах отсюда шумит туристическая виа Торино и до Дуомо рукой подать. • Via Nerino, 8, +39 2 72021006. Пн-пт 9.00-13.30
Антикварная лавка Officina antiquaria
Лука Витали, коллекционер и декоратор, открыл свой антикварный магазин в 1993 году (по новому адресу в районе корсо Комо он переехала в 2014). Он не ограничивает себя рамками какого-то одного стиля или эпохи, Officina antiquaria — настоящая пещера Али Бабы, где можно найти мебель, свет и декоративные объекты со всех концов света возрастом от трехсот до пятидесяти лет. Профессия декоратора тоже не забыла. Дома, оформленные Лукой, печатают лучшие интерьерные журналы. Его экстравагантный стиль покорил не только итальянцев, но и русских: он помог обставить ни один дом на Рублевке. • Via Pietro Maroncelli, 2, +39 2 69000821. Вт-сб 10.00-19.00