Стокгольмская неделя дизайна и ярмарка Stockholm Furniture and Light Fair (5–9 февраля) на всех уровнях демонстрируют потенциал и планы скандинавов на предстоящий год. Марина Ширская, по просьбе ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, выбрала пять самых интересных коллекций, представленных в феврале в Стокгольме.
«Стокгольмская неделя — это своеобразная декларация о намерениях, повествующая миру об основных направлениях развития скандинавского дизайна, в основе которой лежит концепция социальной и экологической ответственности.
Лука Никетто для Svenskt Tenn
Fusa — настоящий апофеоз слияния итальянского темперамента и шведского функционализма. Венецианец Лука Никетто, живущий в Стокгольме, показал богатство техники работы с муранским стеклом и неожиданной для многих «избыточности», свойственной Svenskt Tenn, старинное ремесло и современные технологии. На создание коллекции Луку Никетто вдохновили принты тканей под названием Terrazzo, разработанных в XX веке одним из основателей Svenskt Tenn дизайером Йозефом Франком.
Рисунок этих тканей напоминает напольную мозаику, встречающуюся в старинных палаццо Венеции. Напомним, что терраццо — это застывшая цементная масса с замешанными в нее кусочками натурального камня.
По аналогии с этой техникой Лука Никетто использовал отходы стекольного производства и вплавил разноцветную стеклянную крошку в раскаленную массу, из которой сформировано основание ламп.
Расположенный на верхней части абажура металлический диск является не только декоративным, но и функциональным элементом, в него встроен диммер, позволяющий изменять яркость встроенного в лампу светодиода. Коллекция состоит из торшеров, настольных ламп разной величины и подсвечников.
Джаспер Моррисон для Iittala
Набор предметов, входящих в коллекцию Raami, меньше всего похож на коллекцию, но в этом и соль. Не стоит забывать, что дизайн Джаспера Моррисона — это всегда в первую очередь продуманный дизайн. И чтобы понять и оценить концепцию этого «сервиза», лучше всего послушать, что думает об этом сам дизайнер.
«99% процентов всех объектов дизайна призваны быть быстро замеченными, это известный маркетинговый прием, который используют компании, — говорит Моррисон. — Но объекты, которые бросаются вам в глаза, не всегда оказываются удобными в повседневной жизни. Своей яркостью они нарушают сложившуюся атмосферу. Те же объекты, благодаря которым достигается уют, как правило, менее заметны. Для того, чтобы вы оценили их практичность, может понадобится какое-то время».
Коллекция Raami, что в переводе с финского означает «рама», обладает как раз такими качествами: предметы обрамляют повседневную жизнь, создавая комфортную атмосферу. Тарелки, миски, чашки, бокалы, стаканы, подсвечники и сервировочные доски, выполнены из белого фарфора, прозрачного и разноцветного стекла, дерева.
Карл Мальмстен для Stolab
Мебель, созданная архитектором Карлом Мальмстеном, никогда не производилась массовым тиражом. Это были единичные работы на заказ, недостатка в которых он не испытывал. Однако в течение 40 лет имя мастера находилось в тени. Сегодня на волне интереса к mid-century modern фонд Stolab and the Siv & Carl Malmsten’s Memorial Foundation решил привлечь внимание современных производителей к работам дизайнера и открыл тщательно сохранявшийся все эти годы архив: 20 000 листов с чертежами и эскизами.
Stolab совместно с куратором Юлией Грик отобрала первые пять предметов и бережно переработала их в соответствии с требованиями современного производства. В коллекцию входят витрина Jonkoping, диван Lundeqvist, скамейка Putte Stool, кушетка Reymersholm, кресло Widemar, стол Trestle и принт для ткани Campagna.
У каждого предмета своя интересная история, например, невысокую скамейку Putte Stool дизайнер соорудил для своего внука. А кресло Widemar было создано Мальстеном для зала Верховного суда Швеции лично для Герды Видемар, которая стала первой в Швеции женщиной-судьей, возглавившей это высокое собрание. Коллекцию представили на одном из стендов Stockholm Furniture and Light Fair.
Färg & Blanche, Baker’s House
История, которая сподвигла Эмму Маргу Бланш и Фредерика Фарга из семейного дизайн-дуэта Färg & Blanche на создание Baker’s House, уходит корнями к прапрадеду Эммы. Он был пекарем в Русской армии во время Русско-Турецкой войны и придумал особый рецепт выпечки хлеба, который затем привез с собой в Стокгольм. Сколотив на этом состояние, он в 1889 году построил в районе Седермальма необычный дом, названный в его честь Julius House. На верхних этажах располагалась богато декорированная квартира, а на нижних — настоящий хлебный завод.
Именно здесь, в исторических интерьерах, среди старинной мебели, и демонстрировалась новая коллекция, все предметы которой своими формами так или иначе перекликаются с темой хлебопечения. Столики Säck två bord, с поднимающейся крышкой и местом для хранения, напоминают мешки с мукой, светильники Heartlamp — поднимающееся тесто, а настоящий хит коллекции лампа Knäckebröd — является оммажем знаменитым круглым хлебцам, которые по сей день пекут в Скандинавии и развешивают на длинные палки на просушку и хранение.
NM&
Возможно, эта коллекция стала самой мощным событием, в которон вовлечены 32 шведских дизайнера и 20 местных предприятий. Все 82 предмета были созданы для одного ресторана, открывшегося в реконструированном здании Национального музея Стокгольма.
Шведы очень гордятся как реконструкцией самого музея, так и этой коллекцией, носящей названия NM&. Была организована целая экспедиция, дизайнеры разъехались во все концы страны, тщательно выбирая материалы, ища техники, производителей и ремесленные мастерские. К Стокгольмской неделе дизайна был выпущен фотоальбом, подробно повествующий о том, как создавалась каждая вещь.
На Stockholm Furniture and Light Fair создали общую экспозицию, рассказывающую об истории реконструкции музея. Но посетители то и дело встречали уже знакомые столы, стулья, светильники на стендах отдельных производителей, так как планируется, что все они будут производиться и продаваться для массового потребления.
Этот проект стал настоящим антропологическим исследованием и выявил все основные тенденции скандинавского дизайна: рациональность, функциональность, сдержанную красоту, продуманность в деталях и ответственное использование ресурсов.