Просвещенная Европа и амбициозная Америка инвестируют деньги в коллекционный дизайн. Попутно вырабатывая правила игры.
С тех пор как кушетка Марка Ньюсона Lockheed Lounge, 1986 продалась за 1,6 млн долл. на аукционе Phillips de Pury, а в 2015 году побила собственный рекорд, к дизайну присматриваются не только коллекционеры, но и инвесторы. Каждый год, несмотря на кризис, появляются новые галереи со специализацией «штучный дизайн».
Рынок стал складываться в начале 2000-х, рост подогрели три факта: люстра Ива Беара ушла на торгах за 434 600 долл., Донна Каран купила ширму Мартина Зекели за 350 тыс., Sotheby's в 2003 году cделал 19,5 млн на аукционе дизайна и, наконец, кресло, одна из ранних работ Эйлин Грей, было продано за 29 млн долл. как один из хитов частной коллекции Пьера Берже и Ива Сен-Лорана.
Кто собирает и участвует в формировании цен? Частные коллекционеры, музейщики, галеристы, специалисты аукционных домов. Заинтересованные стороны определяют: какие предметы считать коллекционными, где искать вещи, как оградить себя от неудачных покупок. И даже изо всех сил спорят о том, что как называть. Например, словосочетание «дизайн-арт» или art&design в 1999 году произнес директор отдела дизайна Phillips de Pury Александр Пейн.
Проработав несколько лет куратором лондонского Музея дизайна, Либби Селлерс открыла собственную галерею. Либби выпустила книгу Why, What, How, в которой описала и классифицировала практически все, что накоплено в деле коллекционирования дизайна. Она борется с термином «дизайн-арт», предлагая использовать вместо него «коллекционный дизайн» и отделяя его от «потребительского». Либби Селлерс сформулировала восемь критериев, на которые ориентируются сегодня коллекционеры.
1. Предмет сделан влиятельным или знаменитым дизайнером. Тут годится любой именитый модернист, а также Рон Арад или Филипп Старк.
2. Предмет маркирует важный момент в творческой биографии его создателя. Например, предметы, сделанные Шарлоттой Перриан в Японии (1940–1942).
3. Обстоятельства, при которых создавался предмет, имеют историческую ценность. Например, Международная выставка декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже, для которой были выпущены комоды Эмиля Рульмана.
4. Дизайнер умер, и серийное производство было прекращено.
5. Предмет очень сложный, либо в нем использованы нетипичные для эпохи технологии. Таковым можно считать шкаф Торда Бонтье Fig Leaf для Made by Meta, который состоит из 616 фиговых медных листьев — каждый покрыт эмалью и расписан вручную.
6. Предмет представлял важность в определенный социоэкономический или политический период. Надувное кресло Blow (Де Паз, Д'Урбино, Ломацци, Сколари,1967) для Zanotta, несет дух свободы и протеста 1960-х.
7. Предмет являлся частью более грандиозного архитектурного проекта. Как мебель для зданий в Чандигархе Пьера Жаннере и Ле Корбюзье.
8. Предметы послужили прототипом успешного тиража или знаменитой серии. Из живущих дизайнеров «голубой фишкой» по этой части считается Константин Грчик.
Терминология коллекционного дизайна.
Limited edition. Термин «ограниченный тираж» пришел из искусства. Его использовали в печтаной графике, фотографии и скульптуре. Количество неважно — 2 или 2000. Например, галерея Kreo производит 8 экз.+ две авторские копии + 2 экз. не для продажи. Цена увеличивается по мере приближения к концу тиража. 99/100 дороже, чем 12/100.
Prototype Прототип — черновик будущего предмета. Может отличаться от конечного варианта по форме, цвету, материалу. Прототипы очень привлекательны для коллекционеров.
Artist's proof. Авторская копия. Нечто среднее между прототипом и окончательным вариантом. Дизайнер оставляет у себя 2–3 экз. Количество строго фиксировано.
One-off. Так в 1988 году назвал свое предприятие Рон Арад. Оно ориентировано на серии, тем не менее в мастерских делают и уникаты.