Сэр Теренс Конран (Terence Conran, 4 октября 1931 — 12 сентября 2020) — основатель сетевых магазинов Habitat и The Conran Shop, владелец дюжины престижных лондонских ресторанов, сооснователь Лондонского Музея дизайна, организатор и участник множества многомиллиардных девелоперских проектов, он был одним из самых влиятельных игроков и ньюсмейкеров в мире дизайна.
Его цитировали, к нему прислушивались в правительстве, его книги по дизайну расходятся миллионными тиражами. Уже к 50 годам заслуги и достижения Конрана были столь очевидны, что Елизавета II посвятила его в рыцари, а Питер Гринуэй снял о нем фильм.
Теренс Конран родился в Кингстоне-на-Темзе в 1931 году, его отец был бизнесменом из ЮАР. Мать, по воспоминаниям самого Теренса, воспитывала их с сестрой в атмосфере творческой свободы. Любимыми игрушками Теренса-ребенка были деревянный конструктор и набор инструментов. Теренс учился в лондонской Центральной Школе Искусства и Дизайна, которая позже стала частью знаменитого Колледжа искусств Central Saint Martins (CSM). Первый проект, в котором он принял участие, был интерьер гидросамолета Princess — крупнейшего на тот момент воздушного судна в мире. Проект делала архитектурная фирма Денниса Леннона в рамках Фестиваля Британии 1951 года, и ради участия в нем Конран оставил учебу.
В 1952 году он открывает студию Conran & Company в Ноттинг Хилл, проектирует мебель и делает интерьеры магазинов. Он был автором модных бутиков Bazaar, принадлежавших тогдашней «иконе стиля» Мэри Куант. Корпусную мебель, которую Конран выпускал в плоских упаковках под брендом Summa, он с успехом продавал корпоративным клиентам, но ему хотелось выйти на розничных покупателей. Его не устраивало то, как продавали мебель в традиционных английских магазинах: ему нужны были абсолютно новые способы подачи и презентации товаров. Позже Конран подчеркивал неоднократно, что решил продавать мебель, потому что понял: никто не сможет делать это лучше него. В 1964 в Челси открылся первый магазин мебели и предметов интерьера Habitat, который буквально в считанные годы стал быстрорастущей сетью (уже в 1980-м в Европе и Америке работало 47 магазинов).
Его Habitat был не столько магазином в традиционном понимании, сколько целой концепцией, пропагандирующей и демонстрирующей новый стиль жизни. Конран чутко уловил настроение свободы, новизны и раскрепощенности, охватившее тогда абсолютно все сферы жизни, включая повседневность. Битлз, Роллинг Стоунз, артхаус, новая волна, Твигги, мини и бикини, поп-арт стали приметами времени и символами эпохи 1960-х. И магазины Конрана отлично вписались в этот ряд. Лаконичные стеллажи, функциональные светильники, компактные кресла, обитые поп-артовскими тканями, стильные аксессуары, цветная посуда, плетеные коробки — качественный и понятный дизайн по вполне доступным ценам сразу покорил молодых, образованных, ироничных и креативных британцев.
Конран продавал не только предметы, спроектированные в его студии, он заключал контракты с производителями модных дизайнерских предметов по всей Европе. Посетителей встречали продавщицы в костюмах от Мэри Куант и со стрижками от Видала Сассуна. Рассмотрев интерьеры некоего идеального модного дома в шоу-руме, вдохновленные увиденным, покупатели отправлялись на открытый склад, где сами же набирали товары в плоских упаковках.
«Люди быстро поняли, что такие мелочи, как пара светильников в абажурах из рисовой бумаги или даже цветные разделочные доски, могут полностью изменить облик их жилища», — говорил Конран. До Habitat британцы не знали, что такое сковорода-вок и пододеяльник с боковым клапаном. В Habitat можно было купить мебель Имзов и постеры с новейшими произведениями Дэвида Хокни и Эдуарда Паолоцци.
«Теренс Конран изменил Британию. Он оказал огромное влияние на то, как мы стали обустраивать дома, что мы теперь едим, что покупаем в магазинах последние лет 60», — Деян Суджич, директор Лондонского музея дизайна.
Музей дизайна в Лондоне — его любимое детище. «Будучи студентом, я много времени проводил в музеях, и мне уже тогда казалось, что история декоративных искусств и технических изобретений представлены в них очень хорошо, но катастрофически не хватает современных достижений. Мне было обидно, почему мы как страна так бережно относимся к своему великому прошлому и совершенно не интересуемся ни настоящим, ни будущим. Как только у меня появились более менее серьезные деньги, я начал думать о том, как организовать нечто особенное по этой теме», — рассказывает он о том, как у него появилась идея открыть музей дизайна. Предшественником был проект Boilerhouse («Бойлерная»), открытый им в подвале Музея Виктории и Альберта в 1982 году. В 1989 открылся и сам музей в лондонском районе Шед Темз, редевелопментом которого занималась компания Конрана. Музей стал одной из важнейших британских культурных институций.
По теме: Торги Phillips: миллион фунтов стерлингов для музея дизайна
В конце 2000-х стала ощущаться нехватка площадей для проекта такого масштаба. В 2008-м было найдено новое здание в районе Кенсингтон — грандиозный памятник архитектуры 1960-х, в котором раньше располагался Commonwealth Institute («Институт общественного благосостояния»). На его переустройство потрачено почти 80 млн. фунтов стерлингов, интерьерами занимался Джон Поусон, а реконструкцией внешнего облика и прилегающей территорией — Рем Колхас и его бюро OMA. Самое большое единовременное пожертвование на новое здание музей получил от фонда Теренса Конрана — 7,5 млн. фунтов наличными и еще 10 млн., полученных от продажи старого здания. Всего же на «Бойлерную» и позже на сам музей Теренс Конран пожертвовал около 50 млн. фунтов стерлингов, за что в 2012-м году принц Уэльский вручил ему высшую награду британских меценатов — медаль за арт-филантропию.
Рестораны — еще одна сфера активных интересов Конрана. В 1953 году, по словам самого дизайнера, поворотным моментом стала первая поездка за границу, во Францию. Его тогда поразило французское умение жить, умение со вкусом и стилем оформить самую банальную повседневность. По сравнению с серым послевоенным Лондоном, Франция со всеми ее приветливыми кафе и бистро, вкусной едой и вином, рыночками, лавками и магазинчиками с красивыми вещицами показалась бесконечным праздником. Конран был возмущен, почему в его родной Британии нет ничего подобного, и решил внедрять хотя бы отдельные элементы подобного легкого и яркого стиля жизни среди соотечественников. Вернувшись из поездки, он открывает кафе Soup Kitchen в Ковен Гардене. Посетителям предлагали настоящий эспрессо, сваренный в кофемашине Gaggia (на весь Лондон тогда было всего два таких аппарата).
Через год Конран открывает бар Orrery на Кингс Роуд, где подавали вкуснейшие омлеты. Он серьезно увлекается средиземноморской кухней и заражает этим увлечением Лондон. Начинает выпускать книги рецептов и ресторанные гиды. Интерьеры всех своих заведений проектирует лично — а их за свою карьеру он открыл около 50, не только в Лондоне, но и в Париже, Токио, Нью-Йорке. Наверное, один из самых знаменитых и ныне действующих — ресторан Bibendum, открытый в 1986-м в историческом здании французской компании Michelin 1911 года постройки, которое Конран выкупил у шинного гиганта и отреставрировал, превратив в торгово-офисный центр. «Каким бы бизнесом я ни занимался, будь то дизайн или розничная торговля, наибольшее удовольствие я получал от ресторанов», — любит повторять он.
Нельзя сказать, что его предпринимательская карьера всегда была безоблачной. В конце 1980-х на британский рынок пришла Ikea — тягаться с гигантом было сложно. К тому моменту Конран объединил все свои ритейлерские проекты в холдинг Storehouse (помимо Habitat это были популярные сетевые магазины BhS, Heal's, Mother Care), но в 1990-м его пришлось продать. Habitat одно время принадлежал Ikea, потом еще несколько раз перепродавался. Нынешние владельцы, Home Retail Group, делают все, чтобы возродить былой успех легендарного бренда. Помимо этого в 2006-м Конран продает 49% своего ресторанного бизнеса группе D&D London. Купленный им в 2000-м старинный Great Eastern Hotel, сразу ставший одним из самых успешных лондонских отелей, перекупила группа Hyatt. В 2015-м сын Теренса, 55-летний фэшн-дизайнер Джаспер Конран, назначенный годом ранее гендиректором всего отцовского холдинга, заявил, что устал, и ушел в отставку. Передать бразды правления по наследству не получилось.
Несмотря на потери и неурядицы, всевозможные слияния и поглощения, Теренс Конран никогда не опускает руки и, даже оставив пост директора, продолжает бурную деятельность: перманентно запускает то новые дизайнерские линии мебели, то новые девелоперские проекты, открывает очередной ресторан или издает очередной бестселлер о том, как преобразовать собственный дом или сад. Основанное им дизайнерско-архитектурное бюро Conran & Partners работает по всему миру: в прошлом году завершился грандиозный проект застройки токийского района Футака-Тамагава — на площади в 20 гектаров было построено 400 тыс. кв. метров жилья, магазинов, офисов, развлекательных центров, разбит городской парк и устроен променад, ведущий к железнодорожной станции. В том же году в лондонском микрорайоне Барбикан после реконструкции открылся Блейк-Тауэр — в бывшем 17-этажном хостеле теперь располагаются 74 апартаментов.
«Надеюсь, нереализованные амбиции и планы не будут давать мне покоя вплоть до самого последнего дня моей жизни. Работа над очередным бизнес-проектом — вот то, благодаря чему я чувствую себя молодым, бодрым, целеустремленным и полным творческих идей», — говорил Конран в свои 85.
«Я прожил яркую жизнь, работая в сфере дизайна. Дизайн касался всего, над чем я работал и что встречал на своем пути. Рестораны, отели и бары, которые мы оформляли или которыми управляли, магазины, интерьеры, здания, предметы обихода и мебель, книги, которые я писал, — все это объединяет дизайн, и он же превращает их в то, что я называю стилем жизни. И еще я осознаю, насколько же мне повезло: чем бы я ни занимался на протяжении всей своей жизни, будь то бизнес или работа, я делал это просто ради собственного удовольствия».