Рик Оуэнс (р. 18.11. 1962) — субтильный, с длинными черными волосами, острыми чертами лица калифорниец — напоминает средневекового мага, в его образе есть инфернальный оттенок.
«Я пытаюсь делать одежду так, как Лу Рид делает музыку, с минимальными изменениями аккордов… Я пытаюсь придать всему, что я создаю, немного изношенный, потертый вид». Стиль, выкованный Риком Оуэнсом нравится многим, в том числе Кейт Мосс, Мадонне, Рианне, а также гранд-дамам современного стиля Карин Ройтфельд и Ларе Стоун.
Рик Оуэнс может эпатировать видавший виды парижский бомонд. Два года назад на одном из показов он одел моделей в тела других моделей. Но такие эскапады только усиливают эффект, который производят его коллекции.
Рик Оуэнс уроженец Северной Калифорнии, в его жилах течет некоторое количество крови индейских апачей. Он учился живописи в Колледже искусств и дизайна Отис в Лос-Анджелесе. Там же в Лос-Анджелесе, но уже в Торгово-технологическом колледже прошел курсы кройки и шитья. С 1994 года он владелец собственного дизайнерского лейбла Rick Owens. Считается, что важной вехой в карьере модельера стало появление Кейт Мосс, одетой в его черную крутку, на обложке французского Vogue.
Последние тринадцать лет дизайнер живет и работает в Париже. Здесь его оригинальное видение и особое чувство материалов шлифуется под воздействием европейской культуры, но «черный» минималистичный стиль сформировался в США.
Рик Оуэнс большой поклонник современного кинематографа, особенно черно-белых фильмов, снятых в Голливуде в 1930-е годы. Его воображение подпитывают трагизм, чувственность и довоенные ценности, а визуальная драма света и тьмы, которой полны старые американские киноленты — основа его собственной эстетики. Рик Оуэнс делает одежду подвижную, струящуюся и с асимметричным кроем. Одни и те же модели могут воспроизводиться множество раз с небольшими изменениями.
А вот работа с мебелью проходит в другом ключе. Оуэнс проектирует мебель надолго: так, чтобы предметы можно было передать по наследству из поколения в поколение. Дизайнер считает, что столы и кресла должны быть с характером, они часть нашей повседневной жизни, они наполняют пространство дома ритмом и аллюзиями. Такой же подход был у Поля Пуаре, Жанны Ланвен, Реи Кавакубо, у модельеров, которые по разным причинам обращались к предметам интерьера. Рик Оуэнс начинал проектировать мебель под патронажем парижского галериста Филиппа Жуса, Jousse Entreprise. Сегодня его мебель представляет и продюссирует Сarpenters Workshop Gallery.
Рик Оуэнс предчувствует эпоху «нового варварства». В сотрудничестве с галереей он создал коллекцию Prehistoric, в которую вошли предметы из окаменевшего дерева и камня с останками растений пятисоттысячелетней давности, мрамора и алебастра. Поверхность некоторых вещей дополнена сколами и эффектными царапинами в духе современных городских вандалов.
«Десять лет назад мы с Хан (так Рик Оуэнс называет свою жену Мишель Лами. — прим. ред.) переехали в Париж, я изредка делал мебель на заказ, в том числе ту, что придумал когда-то для нашего бункера на Голливудском бульваре. Меня вдохновляли простые предметы из пиломатериалов Робера Малле-Стевенса и Клода Парена. Но как только мы обосновались в городе, Хан начала смотреть по сторонам и искать ремесленников. Я кое-что сделал из черной фанеры, Хан нашла людей, которые эти формы «перевели» в окаменевшее дерево. Наша лос-анджелесская кровать, обитая армейским одеялом, в Париже превратилась в форму из алебастра, а кресло из прессованных пиломатериалов вырезали из мягкого белого мрамора. В общем, эта мебель стала индивидуальным упражнением по созданию нашего собственного маленького мира».
Рик Оуэнс придумывает оригинальные предметы, переосмысливая архетипы. Например, курульное кресло без спинки в его опусе Curila Chair или трезубец в Trident Chair, римская походная кровать, диван-кресло la boudeuse couch в стиле Людовика XVI. Он выбирает изысканные, редкие материалы, только натуральные материалы и готов бесконечно развивать палитру черного и палитру белого, чтобы и в мебели оставаться в пределах своего фирменного монохрома. Ему нужно то окаменелое дерево возрастом пятьсот тысяч лет, то просвечивающие мрамор и алебастр. Рик Оуэнс умудряется проектируя мебель, создавать образы не менее выразительные, чем на своих модных показах.