Супруги Рэй (1912—1988) и Чарльз Имз (1907—1978) перевернули повседневную жизнь американцев. В 1940-1950-х они формировали их вкусы, меняя их представления о мебели, архитектуре, кино и фотографии. Они проектировали мебель, вошедшую в золотой фонд истории дизайна.
Шезлонги, пластиковые и фанерные стулья и кресла от Имзов — вневременная классика, навсегда вошедшая в каталоги знаменитых компаний Vitra и Herman Miller.
«Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей»
Чарльз Имз родился в Сент-Луисе, штат Миссури, учился на архитектора в университете им. Вашингтона и в 1930-е годы работал в различных бюро, которые открывал вместе с другими коллегами. В 1938 году он попадает на стажировку в Кренбрукскую академию искусств. В те годы Кренбрук был средоточием талантов и творческой лабораторией для архитекторов, скульпторов, художников и ювелиров.
Обучение проходило в форме мастер-классов, ректором академии был знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен, одним из приглашенных профессоров — Вальтер Гроппиус. Здесь Чарльз Имз знакомится с сыном Элиэля Сааринена Эеро, с Гарри Бертойей, с будущим архитектором-модернистом и градостроителем Эдмундом Бэконом, с основателями бренда Knoll Флоренс и Хансом Кнолл, а также с Бернис Александрой Кайзер, которая позже станет известна как Рэй Имз. В Кренбруке он активно занимался дизайном мебели из многослойной фанеры, в 1940-м году вместе с Эеро Саариненом Чарльз Имз участвует и получает первое место в конкурсе «Органический дизайн в домашней меблировке», организованном нью-йоркским Музеем современного искусства, в том же году Чарльз становится главой факультета промдизайна.
Бернис Александра Кайзер, будущая Рэй Имз, родилась в Сакраменто в Калифорнии, до поступления в Кренбрукскую академию она училась живописи, брала уроки у знаменитого художника Ганса Гофмана и участвовала в выставках американских абстракционистов. В 1941 году она закончила Кренбрукскую академию и тогда же вышла замуж за Чарльза. С тех пор они не расставались и все свои произведения подписывали вдвоем. После Кренбрука супруги перезжают в Калифорнию, продолжая свои опыты по созданию мебели из формованной многослойной фанеры. Чарльз, кроме того, сотрудничает с индустрией кино, а Рэй делает обложки для влиятельного журнала California Arts and Architecture.
Дизайнеры исследуют процессы обработки фанеры и способы превращения ее в прочный, одновременно способный принимать любые формы материал, даже конструируют специальный станок по формовке элементов фанерной мебели. Успех, однако, на первых порах, имела не мебель, а детали для самолетов и биоморфные шины для поддержки конечностей раненых на войне солдат — результат сотрудничества Имзов с ВМФ США. Созданная ими в те годы медицинская шина получилась настолько красивой, что музей Метрополитен взял ее в свою коллекцию, в классификаторе она значится как artwork — «произведение искусства».
Знакомство с военными технологиями пошло дизайнерам на пользу, наконец, после долгих опытов и тестов, изготовления многочисленных прототипов, в 1946 году они показали свои стулья из формованной фанеры на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), а в 1949-м на фабрике Herman Miller начали промышленное производство этой мебели.
Первые модели, имевшие колоссальный успех, ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW), с эргономично и одновременно скульптурно сформированными спинкой и сиденьем из многослойной деревянной фанеры. Новаторство заключалось в том, что спинка и сиденье в этих стульях разъединены и крепятся не друг к другу, а к L-образному изогнутому профилю. В 2001 году журнал Time объявил этот первый имзовский стул лучшим предметом дизайна ХХ века.
Вскоре к нему добавились аналогичные, но с каркасом из металлических трубок, а также столы, стеллажи и столики. Мебель Имзов преобразовала не только жилые интерьеры, но и офисные пространства. Когда в 1956-м появилось шикарное кожаное кресло Lounge Chair, оно стало непременным атрибутом кабинетов руководителей. А в сочетании с пуфом для ног — чуть ли не обязательным элементом гостиных в домах высшего и среднего класса. «Мы хотели создать современную и более удобную альтернативу классическому клубному креслу», — вспоминали потом дизайнеры историю возникновения этой модели. В ноябре в честь 60-летия легендарного кресла Vitra выпустила ограниченным тиражом «юбилейный» вариант — в черной тканевой обивке. Январь 2017-го — последний месяц продаж этого варианта, обещающего стать раритетом.
Английские журналисты недавно обнаружили, что дискаунтная сеть Aldi торгует фейковыми стульями Имз по 40 фунтов за штуку. Подобные истории каждый раз инициируют бурные дискуссии о том, должен ли качественный дизайн быть общедоступным или принадлежать только высокому сегменту.
В конце 1940-х и в 1950-е годы Имзы создали ряд культовых моделей кресел и стульев из прочного стекловолокна, и среди них живописное кресло La Chaise, похожее на морскую раковину. Были в их портфолио стулья из металлической сетки и невероятно удобные кожаные офисные кресла, и даже детские игрушки, а также похожая на игрушку-головоломку популярная вешалка для одежды Hang-It-All.
Стулья и кресла Имз — наверное, самые подделываемые предметы дизайна в мире. Лицензией на право их выпуска обладают только две компании в мире: Herman Miller в Америке и Vitra в Европе и на Ближнем Востоке. Но существует целая индустрия фейков, предлагающая подделки по ценам в десять раз более низким, чем стоят оригиналы. В любом случае то, что оба сегмента — оригиналы и подделки — существуют на равных и оба имеют своих приверженцев, лишний раз подтверждает гениальность созданного Имз дизайна: он универсален, одинаково хорошо вписываясь и в авторские интерьеры, и в комнаты студентов.
Фанерный слоник, спроектированный еще в 1940-е, долгое время существовал всего в нескольких экземплярах и лишь в 2007-м в честь столетия со дня рождения Чарльза Имза игрушку выпустили массовым тиражом в пластике. «Дизайнер должен быть как очень хороший и чуткий хозяин, умеющий предвосхитить все потребности своих гостей», — любил говорить Чарльз.
Рэй использовала свои художественные навыки, создавая дизайн тканей. Коллекция, придуманная ею для участия в конкурсе, объявленном музеем МоМА в 1947 году, стала культовой. Замысловатые и одновременно понятные и даже чем-то похожие на детское творчество геометрические орнаменты Dot Pattern, Circles, Cross Patch изменили представление потребителей о декоративных и обивочных тканях. Сегодня эти ткани выпускает компания Maharam.
В 1949 году при поддержке журнала California Arts and Architecture в Калифорнии осуществлялся проект, целью которого было разработать принципы строительства недорогих частных домов. Имз приняли в нем участие и в результате построили в Пасифик Палисадес близ Лос-Анджелеса дом, вошедший в историю архитектуры и дизайна как «Дом Имз», — они поселились в нем, воплотив в интерьерах и в самой постройке свои представления об идеальном жилье.
В 2006-м дому присвоили статус Национального исторического памятника. Основа дома — две прямоугольные «коробки» из стали и стекла. В одной располагалась дизайн-студия (сейчас там офис Фонда Имз), в другой — жилые комнаты. Имз использовали стандартные строительные элементы, раздвижные двери и оконные рамы. Фасады, расчерченные на клетки из прозрачного стекла и цветного асбеста, похожи на композиции Мондриана.
Объединяющий центр дома — просторная двусветная гостиная, наполненная светом, с деревянной облицовкой на стенах и большим количеством стульев и кресел, спроектированных хозяевами — в интерьерах Имз использовали только собственную мебель. Комнаты дома полны сувениров, привезенных из Индии, Мексики, Японии, и произведениями искусства любимых хозяевами авторов. Творческая, очень личная и неповторимая атмосфера, которую хозяева не стеснялись демонстрировать многочисленным гостям (а дом был настоящей меккой для архитекторов, художников и других арт-деятелей середины ХХ века) сохранилась в наши дни, дом можно посмотреть, записавшись на экскурсию.
В 1950-е супруги Имз профессионально занялись созданием научно-популярных и производственных короткометражных фильмов. За почти 30 лет работы они сняли около 125 короткометражек, в некоторых они рассказывали о собственном творчестве и жизни в своем доме. В 1959-м в разгар оттепели американцы привезли в Москву грандиозную выставку, рассказывающую о жизни и достижениях Соединенных Штатов. Знаменитый архитектор Бакминстер Фуллер выстроил в парке Сокольники огромный павильон с золотистым кристаллическим куполом. Там одновременно на семи экранах демонстрировался слайд-фильм об Америке Glimpses of the USA, снятый супругами Имз специально для выставки.
Особенно плодотворным было их сотрудничество с компанией IBM — Имз снимали по ее заказу фильмы, оформляли выставки. На заре компьютерной эры они пропагандировали роль математики, физики и вычислительной техники в развитии человечества. В 1968 году по заказу IBM они сняли один из самых своих знаменитых научно-популярных фильмов —Powers of Ten, в которой наглядно демонстрировалась бесконечность вселенной и микроскопичность составляющих организмы атомов.