GamFratesi — важные ньюсмейкеры дизайн-индустрии. Итальянско-датский дуэт из Копенгагена предлагает то, что сегодня успешно оживляет интерьеры по всему миру: сплав скандинавского лаконизма с итальянским чувством формы.
Впервые датчанка Стине Гам (Stine Gam, р. 1975) и итальянец Энрико Фратези (Enrico Fratesi, р. 1978) заявили о себе в 2007, приняв участие в молодежной программе Стокгольмской мебельной выставки, а спустя 7 лет, в 2014-м, GamFratesi уже были почетными гостями этой ярмарки, после того, как в предыдущие годы в этой роли отметились Патрисия Уркиола, братья Буруллеки, Наото Фукасава, Константин Грчич и Nendo. В 2017 году студия отметила юбилей, десять лет со дня основания.
Список компаний, для которых успели поработать GamFratesi, впечатляет: Cappellini, FontanaArte, Gubi, Frederica, Axor/Hansgrohe, Ligne Roset, Casamania, Porro, Gebrüder Tonet Vienna. Одна из ярких их работ — анималистичные инсталляции из проволоки в витринах японских магазинов Hermès для специальной коллекции Apple Watch.
Собрав внушительную коллекцию всевозможных дизайнерских наград, в числе которых премия Вико Маджистретти от DePadova и звание лучших дизайнеров Дании за 2009 год, они и сами теперь выступают в роли членов жюри дизайн-конкурсов и соревнований.
Искусствоведы Даниэль Голлинг и Густав Кьеллин выпустили в издательстве Summit красочную монографию This is GamFratesi, посвященную их творчеству. Дания доверяет им оформление выставок национального дизайна в Китае и в Италии, и каждый раз они придумывают невероятно креативные инсталляции.
В 2013-м для выставки Danish Pulse в Шанхае в гигантском пустом пространстве заброшенной фабрики GamFratesi протянули рулоны ткани Kvadrat так, что они напоминали линии ЭКГ, и на них расположили мебель и другие предметы. В течение двух последних лет на Миланском мебельном салоне GamFratesi были кураторами датских экспозиций.
В 2015-м они перекрыли дворик монастыря Сан Симпличиано зеркальным настилом, на фоне которого развесили и расставили клетки с экспонатами. В это же время в Палаццо Литта показывали их собственную ретроспективную выставку. В 2016-м, согласно их замыслу, предметы датского дизайна вращались на 33 круглых винно-красных платформах во дворце культурного центра Чирколо Филолоджико.
И Стине, и Энрико получили архитектурное образование. Стине родилась в 1975 году в Копенгагене, училась в университете Орхуса, параллельно проходила практику в Японии у притцкеровского лауреата Фумихико Маки. Энрико родился в 1978-м в Пезаро, учился во Флоренции и в Ферраре, стажировался в Дании и в Швеции. Познакомились они в Италии, когда Стине была там на стажировке. С тех пор, как в 2006-м они основали совместную студию, Копенгаген — место их постоянной дислокации.
«Мы всегда были сильно влюблены в детали. По образованию мы архитекторы, но предметный дизайн навсегда останется нашим основным занятием. Создание мебели — для нас это своего рода микроархитектура.»
Про них часто пишут, что их творчество объединяет датскую любовь к ремесленным техникам, ручной работе, натуральным материалам и итальянский концептуализм с его ироничной и эмоциональной, часто парадоксальной инженерией и архитектоникой.
Сами же они повторяют, что не стремятся к четкому разделению на датское и итальянское: «У нас со Стине разный культурный бэкграунд, и сочетание различных культурных традиций — это как раз то, что делает совместную работу еще интереснее. Мы часто думаем совершенно в разных направлениях. Но проектируя, мы не говорим друг другу: давай-ка возьмем немного датского и добавим к нему немного итальянского.
Мы со Стине очень близки — мы пара не только в профессии, но и в личной жизни, поэтому рабочий процесс у нас симбиотический. Часто невозможно сказать, что кто привнес в конкретный продукт — у нас все происходит как-то само собой, естественным образом. Даже когда мы настолько перегружены заказами, что приходится делить проекты между собой, мы все равно стараемся делать как можно больше сообща».
Их объекты запоминаются необычными деталями или слегка измененными пропорциями (менять пропорции предметов — любимый прием GamFratesi): у кресла может быть слегка увеличенная в размерах спинка, у стула — немного под другим углом поставленные ножки, у кофейного столика неожиданно появляется колесо вместо опоры, а у банкетки — встроенный поднос. Все предметы имеют яркий, но интеллигентный характер.
«Многое, из того, что мы делаем, выглядит буднично, не броско, спокойно, — для нас это очень важно. Мы не хотим, чтобы предмет как будто бы заявлял о себе в полный голос: Бац! А вот и я! Конечно, он должен что-то сообщать нам, но ненавязчиво и очень деликатно. В Скандинавии это непреложный закон дизайна», — говорит Энрико Фратези.
GamFratesi хотят, чтобы их мебель вызывала у владельцев эмоциональные привязанности, поэтому часто придают предметам антропоморфные или анималистичные формы: у них есть милый стул-жук, столик-медуза, а экспрессивный стул Masculo от Gubi воплощает, согласно их замыслу, «агрессивное мужское объятие».
«Для нас важно, чтобы предмет взаимодействовал с потребителем. Мы считаем, что наша цель достигнута, если предмет вызывает в вас добрые чувства, заряжает эмоциями. Если у вас с предметом устанавливаются определенные взаимоотношения, значит, вы его, действительно, полюбили и оставите его у себя надолго».
Очень важный аспект для GamFratesi — границы личного пространства. Большая часть их мебели посвящена тому, чтобы предоставить любому желающему возможность обособиться от остальных — отсюда эти слегка гипертрофированные, как будто обнимающие вас спинки стульев, кресел и диванов, попытки скрыться за ширмами, экранами и под колпаками, которыми они накрывают письменные столы, диваны-коконы, где можно с комфортом расположиться, спрятавшись от всех.
Ремесленные традиции, непременный атрибут датского дизайна, — критерий, по которому GamFratesi отбирают компании для сотрудничества. Признаки качественной ручной работы присутствуют во всех созданных ими предметах: особой выделки кожа, фактурные строчки, вставки из венской соломки, дерева или металла, гнутое паром дерево.
«Мы всегда были сильно влюблены в детали. По образованию мы архитекторы, но в архитектуре с малыми масштабами работать невозможно. Мы снижали масштаб, пока не добрались до промышленного и мебельного дизайна, и только тогда почувствовали себя на своем месте. И даже несмотря на то, что мы продолжаем любить архитектуру, и делаем интерьерные и выставочные проекты: предметный дизайн навсегда останется нашим основным занятием. Создание мебели — для нас это своего рода микроархитектура».