Французский дизайнер и декоратор Франсуа Шампсор — мастер вневременного стиля: ему блестяще удаются столь востребованные сегодня интерьеры timeless. Дизайнер рассказывает о новом понимании люкса, дает эксклюзивные советы и представляет свой проект — квартиру в Париже.
«Я различаю две версии роскоши, диаметрально противоположные и абсолютно не совместимые, — высказал нам свою точку зрения Шампсор. — Первая имеет целью продемонстрировать материальное превосходство: она характеризуется чрезмерным использованием так называемых богатых материалов, погоней за ценными вещами и брендами — от всего этого один шаг до вульгарности.
Я же предпочитаю роскошь иного толка. Ту, что связана с культурой и превыше всего ставит сдержанность и элегантность. Использование дорогих материалов в этом случае не исключается, но они не являются самоцелью, а кроме того, уравновешены: простыми формами, простыми материалами — например, мрамор сочетается с обычной, так любимой мною штукатуркой. Важно: все отделки обязаны быть натуральными — современный люкс подразумевает близкие отношения между человеком и природой».
«Стараюсь чередовать интерьерные проекты с работой над отдельными предметами. В предмете ты должен быть предельно сосредоточен на деталях и их балансе. Интерьер позволяет творить атмосферу».
Уроженец Марселя, не упускающий случая подчеркнуть свое «средиземноморское» происхождение, Франсуа Шампсор в конце 1980-х перебрался в Париж. Учился в Академии художеств и Национальной школе декоративно-прикладного искусства. В 1996-м основал собственное бюро. В его портфолио множество частных апартаментов, а также кафе Alma, отели Vernet и Hotel du Ministère в Париже, Troisgros в Руане. Как признается Шампсор, он любит проектировать гостиницы: «Я трактую их как место, куда можно сбежать от реальности. Тут мало просто поставить столы и лампы — необходимо предъявить концепцию». Работает Шампсор и в качестве промдизайнера — для компаний First Time, Treca Interiors, Pouenat Editions.
Апартаменты, которые мастер оформил в Париже неподалеку от площади Трокадеро, поражают прежде всего атмосферой. Она отсылает к японской архитектуре, где пустота является самым важным компонентом, заставляя почувствовать течение времени, проявляя свет и ароматы. Между тем исходные данные объекта подобного результата не предвещали. Обычная парижская буржуазная квартира располагалась в доме, построенном на рубеже XIX и XX веков.
Площадь, по меркам французской столицы, огромная — 500 кв. м. Другие особенности — высокие потолки, длинные темные коридоры с нанизанными на них комнатами, необычная U-образная форма и вид на Эйфелеву башню с одной стороны и внутренний дворик — с другой.
«Я хотел вытащить эту декорацию из прошлого и превратить ее в нечто мощное — модное и тем не менее вневременное. Для этого пришлось до основания оголить пространство, сфокусировавшись на деталях, которые больше имеют отношение скорее к архитектуре, чем к интерьерному дизайну». Так возник этот красивый, убедительный интерьер, лаконичный, но не стерильный и, несмотря на почти полное отсутствие цвета, — очень яркий.
Франсуа Шампсор перекроил планировку, создав последовательность светлых, легких пространств. Коридор был открыт в лаундж-зону и далее в столовую, к ним присоединена кухня, которая, как сегодня принято, стала местом не только готовки, но и общения.
Чтобы избавить интерьер от буржуазного духа, фальшпотолки, появившиеся в 1970-х, были удалены, паркет заменен 6-метровой сосновой доской, установлены 3-метровые раздвижные и поворотные двери. Скругленные поверхности подчеркивают текучесть, чувственность и органичность интерьера. Например, душевая кабина расположена между двумя дугообразными перегородками из мрамора. По вечерам комнаты подсвечены встроенными в пол лампами: лучи отраженного света касаются поверхностей, подобно свечам.
«Сегодня считается хорошим тоном использовать винтажную мебель. Она повсюду — в результате интерьеры выглядит одинаково. Я стараюсь не увлекаться винтажом».
«Я не подвержен прихотям моды», — сообщил нам Франсуа Шампсор. И хотя для этой квартиры автор присмотрел «иконы дизайна», надо отдать должное его нетривиальному выбору. Кресло Transat (сокращенно от Transatlantic) — редкая модель в сегодняшних проектах — создано Эйлин Грей в 1927 году для собственного дома. Оно напоминает шезлонги, устанавливаемые на палубах межатлантических лайнеров (отсюда и название), архитектор Эккарт Мутезиус использовал его для меблировки дворца махараджи в Индоре (1929-1930). Культовую модель Франко Альбини, кресло Tre Pezzi (1959), Шампсор выбрал в ироничной версии — в обивке из шкуры монгольской козы.
А вот что рассказал нам Франсуа Шампсор о работе над цветовой палитрой. «Цвет — это жизнь, исследовать его возможности — увлекательный процесс и большой труд. Удачно выбранная палитра может внести гармонию в интерьер, собрав разностилевые предметы в ансамбль, неудачная — создать полный дисбаланс. Мой вам совет: не идите проторенным путем. Пробуйте, ошибайтесь, наслаждайтесь!»
В данном проекте Шампсор сделал ставку на монохром с черными акцентными прорисовками. Если большинство авторов предлагают добавлять цвет в небольших деталях, которые легко убрать или заменить, то Шампсор не стал мельчить: сделал акцентами кожаный диван нежно-зеленого цвета в гостиной и роспись в синих тонах шкафа в спальне.