Этторе Соттсасс: профессионализм и бунтарство

«Человек занимается дизайном ежедневно. Утром, выбирая одежду и ее цвет, мы совершаем акт дизайна».

 

Итальянский архитектор Этторе Соттсасс прожил девяносто лет (Ettore Sottsass, 14.09 1917 — 31.12 2007) и оставил безграничное наследие. Попробовал себя в роли архитектора, промдизайнера, художника, издателя, фотографа, теоретика, керамиста. На его счету Этторе Соттсасса — частные виллы, аэропорт в Милане, интерьеры модных бутиков и огромное количество больших и маленьких предметов: от светильников до офисной мебели, от дорогой посуды до телевизоров, от ювелирных украшений до стеллажей.

По теме: Этторе Соттсасс на Гавайях

Соттсасс сотрудничал со многими компаниями, но ни в одной, как бы мы сейчас сказали, «не состоял в штате». Предпочитал свободу. Много путешествовал, впитывая впечатления. Результатом, например, поездки в Индию стали серии великолепной керамики. Специалисты по Соттсассу отмечают в нем поразительную способность маневрировать между массовым производством и элитарными вещами. А еще восхищаются тем, как в нем уживались профессионализм и бунтарство.

Стеллаж, диз. Э.Соттсасс. Дерево, 2005. Friedman Benda.

Выбор профессии был определен с детства. Отец, Этторе Соттсасс-старший — один из мэтров итальянского модернизма. Семья жила в Инсбруке, родном городе мамы-австрийки и специально переехала в Турин, потому что там был лучший архитектурный факультет в регионе. Все шло к тому, что сын продолжит славные традиции отца. Тогда и представить было невозможно, что десятилетия спустя он положит все силы, чтобы демонтировать традиции и устои.

Печатная машинка Valentine Olivetti, 1968.

«Когда я был молод, то слышал только одно: функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен быть чувственным и захватывающим».

Соттсасс-младший прославился в 1958 году, когда спроектировал первый итальянский компьютер. Elea 9003 для Olivetti был размером с комнату. Чтобы сделать его легко управляемым и понятным, автор упорядочил элементы с помощью цвета, за что получил дизайнерский «Оскар» — премию «Золотой циркуль». А популярность красно-оранжевой пишущей машинки Valentine того же бренда сегодня можно сравнить с iPod или iPad. (Потом, правда, сам Соттсасс называл ее «слишком очевидной: она — как школьница, накрасившаяся маминой косметикой».)

Стеллаж Carlton, Memphis Milano, 1981. Дерево, ламинат.

Он первым начал отделывать предметы мебели цветным ламинатом, проектировать неоновых цветов кровати из стекловолокна и полосатые туалетные кабинки. В 1980-м создал свою студию Sottsass Associati. А 1981 году возглавил группу, с которой прогремел на весь мир. Это был Memphis, и Соттсассу было 64 года!

Напольное зеркало Ultrafragola, Poltronova, ок. 1980. Рама – пластик.

Участники придумывали ироничные, веселые, яркие, при этом малофункциональные, нетехнологичные и, положа руку на сердце, довольно уродливые вещи. Идея: форма продукта не самоцель, а дизайнер не слуга промышенности. «Мы поставили индустрию на службу дизайну. Раньше все было наоборот». Именно тогда возник культ творца, установилась граница между обычным продуктом и именным. Первая выставка группы взорвалась в священном мире дизайна, как бомба. Среди богемы начался ажиотаж, Карл Лагерфельд обставил свой пентхаус в Монако исключительно мебелью от Memphis.

Ваза Shiva, BD Barcelona. 1973. Высота 23 см. Керамика.

Так Соттсасс поставил функциональность предмета на второе место, выдвинув «стиль жизни» на первое. Исследователи единодушно признают, что после восьмидесяти он повзрослел: «Стало меньше цвета и странных форм, больше элегантности, ума». Соттсасс продолжал развиваться, находя в старении своеобразную сладость жизни. Одна из последних, зрелых его работ — реконструкция в окрестностях Доббиако.

Табурет Pilastro, диз. Э. Соттсасс для Kartell.

Городок на склоне долины Пустерия в Южном Тироле известен своими красотами и тем, что здесь любил бывать Густав Малер. Местные жители пешком ходят в Австрию и хорошо говорят на двух языках — итальянском и немецком. Старинную ферму Ханзерхоф, известную с XVIII века, приобрел давний приятель архитектора, сенатор Франко Дебенедетти. Соттсасс познакомился с ним через брата, инженера и промышленника Kарло Де Бенедетти, который 15 лет возглавлял Olivetti (разное написание фамилий братьев — не ошибка: Карло отделил частицу «де», придав своему имени больше аристократизма). Сенатор очень любит свой дом с видом на Доломитовые Альпы. «Он и в настоящем, и в прошлом, и в будущем».

Стулья Mademoiselle, диз. Ф. Старк, в обивках по рисункам Э. Соттсасса. Проект Kartell goes Sottsass. A tribute to Memphis.

ПЯТЬ коротких фактов биографии:

WWII Cоттсасс провел несколько месяцев в немецком концлагере на территории Югославии.

В США Соттсасс подружился с битниками Джеком Керуаком, Алленом Гинзбергом, Нилом Кэссиди. 

Фото Пикассо Соттсасс был страстным фотографом: сохранились его портреты Боба Дилана, Эрнеcта Хэмингуэя и Пикассо. 

Love Story Вазу Shiva в форме пениса дизайнер сделал после неудачного романа с каталонкой. 

Счастливо женат Последняя жена Соттсасса — журналистка Барбара Радиче, была моложе на 30 лет.