Оки Сато (Oki Sato, р. 24. 12. 1977 ) «пытается сохранить идеи свежими, не делать лишних движений и редко обсуждать их с другими». Попал в список «100 самых выдающихся японцев в мире». Широта его творческих замыслов вызывает зависть — от шоколадных конфет до душей-светильников, от коллекционного дизайна до масс-маркета.
Японец Оки Сато родился в Торонто (Канада), последние десять лет живет между Миланом и Токио, открыл офис в Сингапуре. «Мои творения покупают американцы, отправляя их в свои музеи, итальянцы их производят, азиаты доверяют мне архитектуру (от станции в Токио до многоэтажного торгового центра в Таиланде)».
OKI SATO
Промдизайнер, выпускник Токийского университета Васэда (кузницы премьер-министров Японии). В 2002 году основал бюро Nendo. Ключевые проекты: Cabbage Chair из сжатой бумаги, светильники Blown Fabric, пуфы Kub для Moroso, полотенцесушитель Shortcut для Boffi, работы для Kartell, Hermès, Cappellini, Driade и др.
Продуктивность Оки Сато и его коллег из Nendo — по 40–50 проектов в год. Сато охотно берется за стулья и детские кафе, кроссовки и технику — за все, от большой архитектуры до ребрендинга. Его реализации несут печать того, что западные профи называют J-factor. Предметы Nendo обезоруживают своей простотой, но при ближайшем рассмотрении оказываются если не инновационными, то очень оригинальными. Активный экспонент 21_21 Design Sight (дизайн-лаборатории, организованной Иссеем Мияке в Токио), Cато воплотил концепт «1%»: артистичные дизайнерские аксессуары ограниченного тиража (продажа только через Интернет).
Высокий, тонкий, элегантный, одетый в ч/б (костюм Theory, cумка Tod's, ботинки Camper и, непременно, белоснежная рубажка), Сато легко шутит на нескольких языках, всегда серьезно рассказывая о продукте и очень скромно о себе.
Его бумажный стул Cabbage находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA). Работы Nendo хранят и другие известные музеи мира: Музей декоративного искусства в Париже, Cooper-Hewitt, National Design Museum в Нью-Йорке, V&A в Лондоне.
«По-японски «нендо» («глина») означает способность принимать любую форму. Это наша дизайн-стратегия. В университете мне бесконечно говорили: не делай того, не делай этого. Когда же я впервые приехал в Милан, то был поражен степенью свободы, которую позволяют себе дизайнеры. У итальянцев принято доверять идее — просто потому, что она пришла в голову. В общем, я вернулся в Токио и сказал своим товарищам: мы — «глина», с клиентами будем пластичными, гибкими, но в то же время свободными».