Генуэзец Ренцо Пьяно (Renzo Piano) более сорока лет проектирует запоминающиеся постройки. В десятках городов мира стоят созданные им музеи и культурные центры.
По теме: Ренцо Пьяно (Renzo Piano): Centro Botín на севере Испании
Через пару лет здание, реконструированное Renzo Piano Workshop Building, должно появиться и в центре Москвы. Бывшую электростанцию на Болотной набережной, выкупленную фондом V-A-C (Фонд «Виктория — искусство быть современным» основан в 2009 году Леонидом Михельсоном), Ренцо Пьяно собирается превратить в «фабрику света». Здесь установят солнечные батареи, крышу и первые этажи остеклят.
Родился 14 сентября 1937 г. Окончил Миланский политех. В 1971-м стал партнером в фирме Piano & Rogers. В 1981-м открывается его собственное бюро Renzo Piano Building Workshop с основными офисами в Париже, Нью-Йорке и родной Генуе. Лауреат Притцкеровской премии и других международных профессиональных премий.
Его проекты рождаются, как музыкальные произведения. При ясной главной идее они богаты деталями, где частное всегда связано с общим. Каждый — это полноценное исследование. Пьяно точно выявляет главный вопрос и бескомпромиссно подчиняет элементы найденному на него ответу. Результатом становится появление на первый взгляд необычных, но при этом глубоко продуманных и логичных решений.
По теме: Центр Помпиду: 40 лет главному музею современного искусства во Франции
Он стал знаменит в 33 года, в неприлично молодом для архитектора возрасте. Вместе с англичанином Ричардом Роджерсом Пьяно выиграл международный конкурс на проект культурного центра в Париже, ставшего манифестом стиля хай-тек и новым символом столицы. Вывернув наизнанку здание, впервые обнажив и придав эстетическую ценность инженерии, он вынес на фасад все структурные и технические подробности для того, чтобы отдать максимум пространства под музейные функции. Про своего первенца, вознесшего его на архитектурный Олимп, Пьяно говорит так: «Бобур (так называют парижане Центр Помпиду) должен был стать веселой городской машиной, существом из книг Жюля Верна, странным судном в пересохшем порту. Это был вызов академизму и пародия на технологические образы... Мы были очень молоды. И мы были плохими парнями. В то время Париж производил мрачное впечатление строгими каменными фасадами. Нам захотелось разрушить этот образ и создать объект, пробуждающий любопытство». (К слову, в жертву этому проекту, требовавшему переезда в Париж, был принесен первый брак архитектора. Однако дальнейшая работа во Франции привела в его офис Эмилию Россато, ставшую второй женой и верным помощником Ренцо.)
Пьяно нельзя назвать рабом первого успеха в профессии. Открыв дорогу многочисленным последователям, он продолжил поиск. Важнейшей частью его творчества стали центры и учреждения культуры.
Список городов с музеями от Renzo Piano Buiding Workshop бесконечно долог: Сантадер, Амстердам, Атланта, Базель, Берн, Чикаго, Даллас, Генуя, Лос-Анджелес, Лион, Париж (2 музея), Сан-Франциско, Турин, конечно, Хьюстон, где стоит здание The Menil Collection (1986). Его крышу образуют тонкие железобетонные пластины-листья. «Мы построили небольшой механизм, который назвали немного напыщенно — «солнечная машина». Он позволял нам, работая в Генуе, знать точное положение солнца в Хьюстоне. Макет музея в масштабе один к десяти мы выставили в саду и таким образом изучали распространение света в помещениях».
Одна из самых известных построек Ренцо Пьяно — Калифорнийская академия наук (открыта в 2009 году). На конкурс, в отличие от остальных участников, Ренцо приехал, не взяв с собой ничего. Он внимательно рассмотрел участок с полуразрушенным зданием, залез наверх, выкурил свою неизменную сигару и, спустившись, нарисовал простой эскиз с волнообразной крышей, откуда открывается вид на окрестные холмы. Одержав победу в очередном конкурсе, Пьяно не только реализовал удачно найденный образ, но и глубоко проработал тему экоархитектуры. Благодаря многочисленным ноу-хау (например, таким, как теплоизоляция из переработанных джинсов) зеленое строительство получило новую точку отсчета. Привычка начинать проект с прогулки, с попытки ухватить дух места — обязательная часть его метода. Даже при проектировании аэропорта на насыпном острове в Китае Пьяно прилетел, приплыл перед началом проекта туда, где не было ничего, кроме беспокойных волн океана.
Ренцо Пьяно, родившийся в семье строительных магнатов, признается, что когда-то хотел быть музыкантом, но не слишком преуспел и стал архитектором. «Музыка, как и архитектура, строится вокруг порядка и математики. Порядок и хаос, канон и свобода — это и музыка, и то, как я интерпретирую конструкции и материалы. Самыми главными являются моменты, когда ты решаешь не слушаться законов и нарушаешь порядок. В этом и есть архитектура».
«Архитектурная практика, по аналогии с работой терапевта, учит вас чему-то очень важному: искусству слушать людей и находить вдохновение.
Я родился на окраине, недалеко от металлургических заводов и верфей на западе Генуи. Большинство жителей городов живут на окраинах — это места будущего, богатые энергией и жизненно важные, как никогда».