Красавица, блондинка, икона буржуазных 1970-х. Дизайном Габриэллы Креспи (Gabriella Crespi) восхищались Элизабет Арден, Грейс Келли, Гюнтер Закс и шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Cегодня ее «золотые» вещи снова на волне интерьерной моды.
По теме: Кьяра Андреатти: гламур, архаика плюс рустикальный вкус
Габриэлла Креспи родилась в 1922 году в Милане, детство провела в Тоскане, недалеко от Флоренции. Любовалась природой, немного рисовала. Отец — инженер-механик — показывал красоту конструкций и предметов, мама-домохозяйка учила дочь душевной щедрости. В конце войны девочка оказалась на Гебридских островах Шотландии, практически в полной изоляции. Именно там у юной Креспи возникла «потребность в уединении и тишине», которую она реализует в более зрелые годы.
Креспи училась архитектуре в Миланском Политехе, ощущая себя продолжательницей традиций Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта — «в юности я была влюблена в их проекты», — говорила Креспи.
С 1950-х годов посвятила cебя проектированию вещей для глобального мира, предпочитала формы на стыке дизайна и скульптуры. Со своим мужем Джузеппе Мария Креспи Габриэлла познакомилась в теннисном клубе Милана. Замуж вышла в 1948 году и после жила с семьей мужа, одной из самых богатых в Италии. Креспи построили огромную текстильную империю, их бизнес был важной частью экономики страны, семье принадлежала и знаменитая итальянская газета Corriere della Sera.
Креспи дебютировала серией предметов Small Lune Collection, в стальных формах которых отразился дух времени и стиль эпохи. В начале 1960-х она дружила и сотрудничала с Домом Dior, особенно в том, что касалось дома и убранства стола, а с 1970-х Габриэлла Креспи занялась их мебелью. У Габриэллы Креспи никогда не было собственного производства и даже студии. В своем модном пентхаусе она рисовала модели, а потом с чертежами ходила по миланским мастерским. Иногда по ее заказу прототипы изготавливались за одну ночь, краснодеревщики и мастера по металлу готовы были потрудиться для прекрасной блондинки. На пике популярности в 1970-е годы Габриэлла Креспи содержала в Риме в историческом палаццо Ченчи шоу-рум и гламурнейшую квартиру, в которой ее металлические низкие столы невероятно эффектно соседствовали со старинными фресками умбрийской школы.
В 1968 году в Далласе был представлен прототип ее Plurimo как убедительный образец современного итальянского дизайна. Нью-йоркская галеристка Cьюзан Демиш (Demisch Danant), которой удалось купить несколько эффектных вещей Габриэллы Креспи, убеждена в том, что предметы Креспи были инновационнее, чем опусы ее современников дизайнеров-итальянцев. С 1970-го над коллекцией Plurimi вместе с Габриэллой начинает работать ее дочь Элизабетта Креспи. Вся коллекция посвящена итальянскому художнику Эмилио Ведова. Метафорические мебельные формы Magic Cube, 2000, Dama, Scultura — экспериментальные формы, диалог света и пространства. В том же году Kaleidoscope и Luna — лейтмотивы в творчестве Габриэллы Креспи. Между 1970 и 1974 годами Креспи создает скульптуры в технике потерянного воска. My Soul и коллекция Animali — бронзовые скульптуры: эти сказочные образы, которые демонстрируют особое отношение Габриэллы к миру природы. Среди своих удач Креспи называла Jewels и Gocce Oro: свободно-парящие формы, сделанные в стариной технике потерянного воска.
Между 1972 и 1975 она спроектировала диван Quick Change Sofa, коллекцию Z, в том числе Z Bar, Z Desk, а также бамбуковую коллекцию Rising Sun. Она ценила бамбук за прочность и гибкость. Хит этой коллекции — знаменитые лампы Fungo, 1973. В 1976 года она делает новые Plurimi, среди которых Ellisse и Cubo Tondo, коллекция Sheherazade и «каменные скульптуры». Между 1978 и 1980 годами появились книжный шкаф Menhir, коллекция Yang Yin и два скульптурных стола Ara и Lunante. В 1980 Габриэлла Креспи спроектировала три новых Plurimi — Blow Up, Eclipse, Sit & Sip. В 1982 она представляла Punto ’83, ее последнее Plurimo, этот уникальный объект (прототип был сделан в том же году) в миланском Музее науки и техники был представлен на выставке I Plurimi di Gabriella Crespi.
В 1985 Габриэлла Креспи дала последнее интервью. В 1987 году она отправилась в путешествие по Индии, встретила там Шри Мунираджи, который стал ее духовным наставником. Она стала вегетарианкой, вела спартанский образ жизни, пыталась жить между Европой и Азией, по полгода оставаясь в Гималаях. Потом и вовсе надолго осела в стране чудес. Креспи прожила в Индии, не приезжая в Европу, почти двадцать лет. В 2005 вернулась в Италию и начала писать книгу «В поисках бесконечного, Гималаи», которая была опубликована в 2007 году.
В 2008 году она создала для бренда Stella McCartney лимитированное переиздание некоторых коллекций ювелирных украшений 1970-х годов. Доход от продажи этих вещей полностью был пожертвован научно-исследовательскому институту и больнице Шри Баба Хайдакхан в Чилианула в Гималаях (офтальмологическая клиника, основанная Шри Мунираджи).
В 2011 году в палаццо Реале прошла грандиозная ретроспектива, посвященная творчеству Габриэллы Креспи. Выставку финансировал городской отдел культуры Милана, национальная палата итальянской моды, особым спонсором выступила компания Mediolanum Farmaceutici S.p.A. Group, что свитедельствует об уважении и высоком статусе дизайнера.
В 2013 году был выпущен стол Tavolo Scultura из бельгийского черного мрамора. В 2015 году на Миланском мебельном салоне Габриэлла Креспи представила коллекцию New Bronze Age — в серию лимитированного тиража вошли ее «классические работы», впервые переизданные в бронзе. В 2016 году она сделала свою последнюю работу — письменный стол Wave Desk. 14 февраля 2017 года Габриэлла Креспи скончалась в Милане.