Марко Дзанузо: la linea Italiana
Архитектор Марко Дзанузо (Marco Zanuso, 1916-2001) — одна из ключевых фигур итальянского послевоенного дизайна. Проектировал дома, мебель, бытовую технику. Один из тех, кто поднимал экономику Италии и дал итальянскому дизайну оптимизм, авангардность и новое дыхание.
По теме: Акилле Кастильони — эксцентричная легенда итальянского дизайна
Его вещи элегантны и практичны. Именно благодаря таким предметам и авторам, использовавшим новые технологии и материалы, Италия стала мировым лидером в области дизайна. Его метод проектирования состоял в том, чтобы простую функцию облекать в скульптурную форму. Среди самых известных моделей — портативный акриловый радиоприемник 1963 года, TS-502, спроектированный вместе с Ричардом Саппером для компании Brionvega — оригинальная двухчастная конструкция.
Радиоприемник, наряду с несколькими другими предметами Марко Дзанузо, находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства. Подход дизайнера высоко ценит Паола Антонелли, куратор отдела дизайна MoMA: «Марко всегда умел, используя новые технологии и понимая, что именно нужно бренду, создать абсолютно новый, невиданный раньше предмет».
Марко Дзанузо, миланец, родился 14 мая 1916 года. В 1939 году получил диплом архитектора, отучившись в миланском Политехе. Отслужив во на флоте в период Второй мировой войны, он в 1945 году открыл собственную студию. Женился, впоследствии у них с женой Биллой Дзанузо родились три дочери Федерика, Лоренца и Сусанна. В конце 1940-х Дзанузо работал редактором культовых итальянских журналов Domus и Casa Bella. На страницах обоих изданий он активно пропагандировал современный итальянский дизайн и собственные эксперименты с новыми материалами, например, вспененным латексом.
Дзанузо любил удобные кресла. Одно из самых знаменитых, популярных в итальянских семьях и любимых декораторами всего мира, — кресло Lady (производилось Arflex) — проект 1951 года, сделано из поролона и эластичной ленты Nastrocord. Именно это кресло считается прорывом в области современной мягкой мебели. Lady вместе с диваном Triennale в том же году Марко Дзанузо выставил на IX Триеннале дизайна в Милане и получил две золотые медали. Переиздают знаменитые кресла Дзанузо топ-бренды итальянской мебельной индустрии — Cassina (в новых обивках от фэшн-дизайнера Рафа Симонса) и Zanotta.
По теме: Раф Симонс (Raf Simons): текстиль для дома и пейзажи импрессионистов
С 1955 по 1957 Марко Дзанузо работал в должности архитектора в компании Olivetti, проектируя заводы в Сан-Паулу и Буэнос-Айресе. Позже он объединился для проектной деятельности с Рихардом Заппером, молодым талантливым немецким дизайнером, жившим в Милане. С ним Дзанузо проектировал вместе до 1977 года. Вдвоем они придумали стул Lambda для Gavina, телефон Grillo для Siemens (1966), кухонные весы для французской фабрики Terraillon (1970) и множество бытовых приборов для Brionvega. Эта пара вырабатывала дизайн для передовой итальянской электроники, итальянский ответ на стиль, которой формировали Германия и Япония.
Среди удач дуэта Заппер-Дзанузо — стул модели 4999, 1964, произведенный Kartell. Ярко-красный детский стул со снимающимися цилиндрическими ножками и ребристой спинкой — ребра нужны для того, чтобы снизить вес стула при сохранении устойчивости. Это был первый стул, полностью сделанный по технологии литья пластмассы под давлением.
В 1972 году нью-йоркский Музей современного искусства заказал архитектору Марко Дзанузо, наряду с другими классиками: Этторе Соттсассом, Марио Беллини, Гае Ауленти, — авторские инсталляции для культовой выставки «Италия: Новый домашний ландшафт» («Italy:The New Domestic Landscape»). «Практический разум» Дзанузо представил фургон-амбулаторию, которая превращалась в жилую комнату. Тогда же увидел свет диван Lombrico, известный как «бесконечный» диван, одна из популярных моделей 70-х. Составленный из модулей стеклопластика с сидениями из поролона (пенопласта), он напоминал гигантскую гусеницу и был выпущен фабрикой B&B Italia.
По теме: Made in Italy: 7 самых громких ремейков
С 1970-х годов Дзанузо учил архитектуре и промышленному дизайну студентов Politecnico di Milano. Он спроектировал штаб-квартиру I.B.M. в Милане и завод I.B.M. в Риме. Среди его поздних архитектурных опусов — реставрация двух миланских театров (Театро Студио дель Пикколо Театро, 1983 ) и необруталистское здание Театро Пикколо, 1995 год.