Голландско-бельгийский дуэт Studio Job войдет в анналы дизайна ХХI века своей непредсказуемостью. Какой ход будет следующим? Пробыв почти десять лет в избранном отряде музейно-галерейных дизайнеров, Йоб Смитс и Нинке Тинагель вдруг решили выступить сценографами. Популярный британский музыкант Mika в данный момент гастролирует по миру с шоу No Place in Heaven, в котором все визуальное абсолютно фантастично, потому что придумано Studio Job.
STUDIO JOB
Нинке Тинагель (р. 1977) и Йоб Смитс (р. 1970) познакомились во время
учебы в Эйндховенской академии дизайна. С 2000-го они объединились в
Studio Job. С тех пор порознь их никто не видел. Работали для Viktor& Rolf, Moooi, Bisazza, Seletti, но главным образом для Сarpenters Workshop Gallery. Регулярно выставляются в музеях по всему миру. Самые известные коллекции Homework, Farm, Bavaria, Robber Baron, Gospel. Самая известная скульптура Pouring Jug: гигантский кувшин, парящий на струе.
Дуэт быстро совершил головокружительное восхождение. Выпускники Эйндховенской Академии дизайна, периода наибольшей смелости этого удивительного учебного заведения, они не соревновались с коллегами по индустрии, а изначально все делали в другой системе координат. Достаточно открыть их сайт, чтобы моментально сообразить: для дизайнеров проторенные дороги хуже смерти.
Собственное бюро основали в 2000 году. Считается, что их принцип работы — декоративно-прикладное искусство с сильным привкусом завтрашнего дня. Они льют предметы из бронзы, набирают сложнейшие поверхности в технике маркетри, причем все элементы вырезаны лазером, так создается их фирменный марьяж технологий со старинной многодельностью вещей. Чем только не занимались Йоб и Нинке. Покрывали золотом фермерскую утварь — молочные бидоны, огородные вилы, лопаты и керзачи (коллекция Farm), cочиняли сложные орнаменты, в которых высоковольтные вышки, ракеты «земля-воздух», гигантские раки и попугаи соседствуют с Мадонной с младенцем, крестом и чашей (колл. Gospel), в других фантазиях мирно уживаются тракторы, курочки, свиньи, ослики, тыквы и подсолнухи (колл. Bavaria). Разумеется, с таким подходом вещи получаются музейно-галерейного характера.
Для интерьерных брендов с серийным производством ребята почти не работают, исключение сделали для голландской Moooi и итальянской Bisazza. Обычный эстимейт их обильно декорированных ширм или огромных позолоченных кувшинов — 60–100 тысяч долларов. Ничего удивительного в том, что судьбой Studio Job заинтересовались лучшие. Долгое время их продвигал известный ньюйоркский дилер Мюррей Мосс. А теперь Carpenters Workshop Gallery с пространствами в Лондоне, Париже и Нью-Йорке — на сегодняшний день, пожалуй, бесспорный лидер рынка коллекционного дизайна. Основателями предприятия Лоику Ле Гайару и Жюльену Ломбрайю удалось собрать уникальный пул современных мастеров, которые делают концептуальные и одновременно очень эффектные по форме вещи. Studio Job нашли в Гайаре и Ломбрайе своих почти идеальных продюсеров, аналитиков, пиарщиков и продавцов.
Studio Job охотно приглашают музеи. Из всех действующих дизайнеров у них «музейных» выставок на порядок больше, чем у коллег. Cейчас в ньюйоркском MAD идет ретроспектива MAD HOUSE, посвященная их творчеству. Совсем недавно Studio Job сделали фантастическую инсталляцию по образцу барочных кабинетов курьезов для Swarovski и роскошные гигантские витражи (проект Futopia) для Центра искусств Faena в Буэнос-Айресе… Еще одна сфера деятельности заслуживает внимания. Ребята периодически меняют жилье и каждый раз устраивают интерьер с изобретательностью и шиком. Однако настоящим прижизненным музеем их творчества стал Studio Job House в глухой деревне Бергейк на границе Бельгии и Голландии.