Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind, р. 12.05.1946) — из первой десятки самых известных зодчих мира. Мастер мемориальной архитектуры, архитектор драмы и экспрессии он разрушает форму, ломает пространства, создает диссонансы, напряжения и паузы. И при этом сочиняет весьма комфортные диваны и практичные кухни.
Даниэль Либескинд — человек, который быстро думает, быстро говорит и очень быстро учится. Архитектор, который легко меняет языки и страны. Сын бывших заключенных ГУЛага (отец и мать познакомились в Советском Союзе, куда бежали от фашизма), Даниэль родился 12 мая 1946 года в Лодзи (Польша). Когда ему было 11, семье выдали разрешение на эмиграцию в Израиль. Получив в 13 лет стипендию Американо-израильского культурного фонда для дальнейшего обучения музыке, он переехал в США. Рано начал выступать и мог бы выбрать музыкальную карьеру.
В 23 года Даниэль завершает архитектурное образование в институте Cooper Union на Манхэттене (Высшая техническая школа им. Купера, предоставляет бесплатное образование талантливым молодым людям), а вскоре в 25 заканчивает в Англии Школу Сравнительных Исследований в Эссекском университете, получая второе высшее и степень по специальности историк и теоретик архитектуры.
Сегодня, помимо широкой проектной деятельности, профессор и почетный доктор Даниэль Либескинд преподает и читает лекции во многих университетах по всему миру от Торонто до Милана. Обладатель многочисленных премий и наград, он дважды был удостоен премии RIBA Королевского института британских архитекторов.
«Я жил в Польше, Израиле, Берлине, Милане, Детройте, Бронксе... Мой
главный дом сейчас — это Нью-Йорк, Манхэттен. Также у меня есть
в Милане квартира и офис, которым руководит сын Лев. Дом — это кластер воспоминаний. Это ваш мозг в разрезе, который соединяет много разных мест».
Либескинд без проблем переходит из одной дисциплины в другую. Он строит здания, делает скульптуры, пишет философские эссе, ставит оперы и, конечно, под его руководством сотрудники проектируют диваны, кресла, кухни и светильники для ведущих итальянских брендов.
Собственное бюро Studio Daniel Libeskind создал в 40 лет, после победы в конкурсе на строительство Еврейского музея в Берлине. Основным партнером студии всегда называет свою жену Нину. Еврейский музей в Германии, стране, которую он избегал, стал его первой постройкой (1989 год). И этот дебютный проект признали шедевром, что бывает крайне редко. В феврале 2003 года, когда Даниэль Либескинд был выбран в качестве главного проектировщика по реконструкции Всемирного торгового центра, Studio Daniel Libeskind перенесла свою штаб-квартиру из Берлина в Нью-Йорк. А в Европе, в центре Милана, работает подразделение Libeskind Design, поэтому неудивительно, что итальянский мебельный люкс семья Либескинд знает прекрасно.
Либескинд говорит, что он делает еврейскую архитектуру. Конечно, еврейские музеи и памятники холокосту занимают отдельный список в перечне его ведущих построек. Но дело не только в этом. Либескинд постоянно повторяет, что ищет ту выразительность, которая наглядно отобразит основы еврейских религиозных и интеллектуальных традиций.
Одна из лучших его работ — реконструкция Музея военной истории в Дрездене. Однако Либескинд не был бы Либескиндом, если бы не умел свой фирменный стиль трансформировать в манеру, пригодную для проектирования архитектуры-аттракциона и даже вполне бытовых и практичных вещей.
«Архитектура — очень специфический вид искусства, — говорит Либескинд. — Для меня это прежде всего искусство общения. Однако часто здание уныло молчит, так как его создали лишь как конструкцию — немым, пустым, утилитарным. Такую постройку используют и снесут без зазрения совести. Архитектура, на мой взгляд, — это любое здание. Но люди почему-то склонны думать иначе: вот этот жилой дом — просто здание, а этот музей — большая архитектура. Я с этим не согласен; любой объект, супермаркет или музей, строится всегда для людей, и тем, кто находится внутри, должно быть приятно, удобно и интересно «общаться» с его архитектурой... В Москве мне строить не предлагали. В нашей среде о Москве говорят как о городе, в котором что-то происходит. Правда, никто не может сказать, что именно».
На Всемирном EXPO-2015 в Милане одним из самых эффектных сооружений был павильон китайской компании Vanke, придуманный Либескиндом в виде гигантского красного дракона, покрытого живописной чешуей. Запомнились и четыре cветящихся крыла — The Wings. Десятиметровые скульптуры из перфорированного алюминия возвели специально для EXPO на Piazza Italia при поддержке и по заказу компании Siemens.
Даниэль Либескинд регулярно выступает как дизайнер мебели: то Libeskind Design спроектирует бетонную парту (лимитированная серия 30 экземпляров, Moroso) для инсталляции Марины Абрамович, то люстру для чешской компании Lasvit, то стальной Altair — кресло для Sawaya&Moroni. В 2016 году, накануне своего семидесятилетнего юбилея, в Милане архитектор выступил с весьма комфортными и декоративными предложениями — диванами Gemma для Moroso и Adagio для Flexform, хрустальными шахматами для Atelier Swarovski Home, мраморными низкими столиками-полками для Citco и настенными часами для Alessi.
В 2016 году мы спросили Даниэля Либескинда о его отношениях со столь же драматичным мастером Захой Хадид. «Я был дружен с Захой, мы — из одного поколения, сотрудничали и проектировали вместе. Из последнего: Studio Libeskind и Zaha Hadid Architects встретились в проекте Milan City Life в 2004 году. Мы, плюс Arata Isozaki & Associates, выиграли конкурс на реконструкцию заброшенной территории рядом с исторической Fiera Milano. Первые жилые корпуса уже стоят, окончательно проект должен быть закончен в 2023 году.
Вы спрашиваете меня о памятнике Захе Хадид, мог бы я его создать? Заманчиво, но — нет, никогда. Архитектор, в этом плане, особая профессия. Памятник архитектору — его архитектура. На протяжении своей жизни Заха творила подлинные архитектурные шедевры. И лучшего памятника ей, чем ее же постройки, создать уже невозможно».
«Архитектор — профессия, в которой вы просто обязаны верить в будущее. Пессимистом может быть генерал, политик или экономист. Композитор может сочинять музыку в миноре, а художник видеть картину в мрачных тонах. Но архитектура — это вера в лучшее будущее, которая движет обществом».