Алессандро Мендини (Alessandro Mendini, р. 16.08.1931 – 18. 02. 2019) — архитектор, дизайнер, идеолог дизайна. Постмодернист и мастер цвета. Cегодня, когда мода на ритм и калейдоскопы 1980-х вернулась, выставки, презентации и ретроспективы сопутствовали ему все последнее время.
«И архитектура, и вещи должны разговаривать с людьми», — говорил Алессандро Мендини. Он всю жизнь любил дизайн и, как до конца дней боролся с банальностью. Раскрашивает мажорными цветами все подряд: музеи, диваны, вазы, чайники. Смело называл свой стиль китчем. Настоящий архитектор-постмодернист, Мендини много цитировал, умел смешивать культурные контексты и всегда давал вещам имена.
В 1978 году для группы «Алхимия» он придумал кресло Proust, которое стало иконой дизайна. «Я взял кресло XVIII века, а для обивки использовал пейзаж Поля Синьяка «Луг». В 1993-м оно было переиздано под маркой Cappellini в двух расцветках (сине-желтой и зелено-красной) и с геометрическим рисунком обивки, в 2005-м вышел новый ремейк: выросшее до гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, в 2011 году Magis выпустил коллекцию пластиковых прустов для дома и луга: белых, черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. А в 2014-м компания Robot City представила очередную версию «Пруста» из цельного куска белого каррарского мрамора.
Мендини любил искусство (выделяя китайское) и читал философов (особенно французских). Коллекция Mendinismi: крупные вазы и тарелки красивых оттенков носят названия «Дидро», «Руссо», «Хунан». В 78 лет дизайнер выпустил серию мебели и орнаментов в стиле арт-отеля Byblos — проект Byblos Casa. Сначала маэстро оформил дизайнерский отель Byblos в Вероне. Интерьер получился настолько эффектным, что предметы мебели издали как отдельную серию. Высокохудожественные имена прилагаются: «Фрагонар», «Канова», «Энгр», «Тернер», есть даже пуфик «Хокусаи».
Миланец, Мендини не пропускал ни одну неделю дизайна, и все последние годы ему сопутствовали удачные проекты на площадках Триеннале, в галереях, музеях, шоу-румах и на самой выставке iSaloni. В 2015 он поражал всех проектом для Caimi Brevetti — драпировками Diesis e Bemolle из мягких полиэфирных волокон с ионами серебра, поглощающими звук.
В год 85-летнего юбилея он порадовал молодежь рабочими куртками с радужными наганами для Supreme. Головокружительная комната Мендини сделана на тему «Оптическое бессознательное» — работы Розалинды Краусс, аналитика современного искусства. А компания Gufram, среди акций своего пятидесятилетнего юбилея, перевыпустила лимитированным тиражом монументальное кресло Mендини Poltrona.
Один из основателей школы радикальной архитектуры и антидизайна Global Tools (1973), творческий лидер группы «Алхимия» (1979), Алессандро Мендини стал символом итальянского радикализма. Движения, яростно полемизирующего с модернистами и адептами «хорошего дизайна». Главный редактор Casabella, Modo, Domus, Ollo в 70-80-х — он был бескомпромиссен. Мендини никогда не умел делать коммерческий и благополучный журнал. Его издания наполнены молодым авангардом, а деятельность сопряжена с художественными перформансами, акциями и инсталляциями. Алессандро Мендини в течение двадцати лет находился в эпицентре и был непосредственным провокатором обновления итальянской и международной проектной культуры.
В 1989 году вместе с братом Франческо основал собственную студию Atelier Mendini. Среди построек студии Groninger Museum в Нидерландах (1989–1994), Башня Рая в Хиросиме (1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в Омегна (Италия, 1989). Работы студии находятся в постоянных экспозициях музеев MoMА, нью-йоркском «Метрополитене», парижском Центре Помпиду и многих других. Мендини выставляют на аукционы и в галереях, в том числе продает парижская галерея Kreo, постоянный участник выставок Design Miami/Basel и PAD.
Его гений коснулся многого: от здания музея до штопора. Но прежде всего за реализацию в качестве критика и культуролога Мендини вручена самая престижная награда итальянских архитекторов — премия Compasso d'Oro («Золотой циркуль», 1979 г.), а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре. В приветственной речи жюри звучали такие слова: «После Фрэнка Ллойда Райта мир не знал архитектора более сильного в теории, чем Мендини, и который мыслил столь же глубоко. Мендини привнес в саму сердцевину дизайна, омраченную меркантильностью и функционализмом, истинно человеческие ценности и гуманизм мастеров Возрождения».