Бакминстер Фуллер: делать больше, но с меньшими затратами
Архитектор Фуллер называл себя «белой вороной», «земным астронавтом» и «смирным революционером».Бакминстер Фуллер (Buckminster Fuller, 1895–1983) — одна из ключевых фигур ХХ века. В 1966 году журнал The New Yorker определил его как «инженера, изобретателя, математика, архитектора, картографа, философа, поэта, космогониста и дизайнера-универсала».
По теме: Архитектор без образования: пять великих самоучек
Автор 28 книг, он любим нынешним поколением архитектурных суперзвезд. Его считают своим учителем Норман Фостер, Ричард Роджерс, Стивен Холл, его боготворят американские архитекторы, калифорнийская тусовка и вообще все, кто помнит о том, что дизайн — ключ к решению жизненно важных проблем человечества.
Фуллер стремился мыслить масштабно. Почти все его «cтолбовые» идеи, которые он развивал в течение всей жизни, были направлены на то, чтобы оптимизировать ресурсы Земли. Ему хотелось делать «больше, но с меньшими затратами». Теперь эти его интенции кажутся скорее логичными, чем дурацкими. Но при жизни все было наоборот.
Напористый, эксцентричный, бескомпромиссный, настолько говорливый, что однажды он умудрился в течение 42 часов читать лекцию, которая называлась «Всё, что я знаю». Фуллера, или «Баки», как его все называли, было трудно не замечать, еще труднее было его игнорировать, но, как и многие первопроходцы, на протяжении всей жизни он подвергался сильнейшей маргинализации. Одной из проблем его занятий дизайном и архитектурой была фантастическая широта интересов, которые современники просто не могли никак классифицировать.
В 1927 году молодой американец пережил сильнейший кризис. Он был почти безработным. В Чикаго от пневмонии, которую не на что было лечить, скончалась его маленькая дочь Александра. Пережив тяжелый запой и депрессию, Фуллер решил что-то сделать для человечества, раз уж ему не суждено было умереть от горя.
В 1930 году он разработал транспортное средство и дом Dimaxion. В 1942 придумал картографическую проекцию мира, которая была удобнее глобуса. Но главное его изобретение случилось в конце 1940-х. Баки два года подряд (1948–1949) вел курс в летней школе знаменитого учебного заведения Black Mountain College.
В первый год это был полный провал. Фуллер (которого студенты прозвали «заменителем» — он попал на роль преподавателя случайно, замещая дипломированного архитектора) принялся разрабатывать идею самонесущей сферической конструкции. Ничего не получалось. Студенты скучали и недоуменно пожимали плечами. Зато когда Фуллер вернулся следующим летом, его курс превратился в настоящий триумф. А купола, созданные вместе со студентами, стали началом одного из самых успешных в истории дизайна ХХ века проектов гуманитарного дизайна.
К концу 1949 года Фуллер основал новую компанию Geodesics Inc. для коммерциализации геодезического купола, одновременно предпринимая усилия того, чтобы базовый проект копировался бесплатно для людей, нуждающихся в убежище. К середине 60-х годов, когда он начал работать над Fly Eye Dome, тысячи геодезических куполов были построены по всему миру: от колоссальной структуры, заказанной Ford Motor Company, до лачуг, собранных жертвами стихийных бедствий из обломков деревьев, металлолома и обрывков ткани.
«Глаза» (Fly Eye Dome), съедавшие три четверти поверхности купола, можно было использовать под дверные проемы, вентиляционные отверстия или для установки солнечных батарей. Fly Eye Dome был достаточно легким для транспортировки по воздуху. Фуллер с гордостью описал этот результат проектирования в своей книге 1981 года «Критический путь» как «прекрасный, полностью оборудованный, годный для транспортировки по воздуху дом, который весит и стоит столько же, сколько хороший автомобиль».
Считается, что поскольку Фуллер происходил из состоятельной семьи, он совершенно не боялся неудач. Когда студенты летней школы в Black Mountain College забеспокоились о провале очередного Supine Dome, Фуллер ответил очень просто: «успех приходит тогда, когда вы перестаете терпеть неудачи».
Сегодня в эпоху новых технологий дизайнеры могут позволить себе быть более идеалистичными. Многие из навязчивых идей Фуллера, казавшихся его сверстникам странноватыми, очень понравились более молодому поколению. Например, еще в 1920-е годы Фуллер задумывался о экологических последствиях дизайна.
Последние годы жизни Фуллер был невероятно популярен, он гастролировал с лекциями, презентовал написанные им книги и продвигал самые дорогие его сердцу идеи.