Токуджин Йошиока (Tokujin Yoshioka) может наколдовать вещи из пара, снега, кристаллов и запеченного эластомера. Его дизайн экологичен — и внешне, и по сути. Новости о Токуджине Йошиоки поступают с завидной регулярностью. Он думает о массовом потреблении, экспериментирует и очень нравится люксовым брендам.
По теме: Оки Сато, Nendo: «мы — «глина», с клиентами будем гибкими, но cвободными»
Именно ему доверено проектировать и строить Олимпийский стадион в Токио к играм 2020 года — это бесспорная удача Токуджина, ведь в Японии достаточно архитектурных звезд первой величины.
Tokujin Yoshioka.
Дизайнер, 49 лет. Работал с Широ Кураматой. 20 лет сотрудничал с Иссеем Мияки. В 2000 году открыл свою студию Tokujin Yoshioka Design. Работы для Hermès, Toyota, BMW, KDDI, Swarovski. Лауреат многих международных наград. Представлен в постоянных коллекциях МоМА, Vitra Design Museum и в Центре Помпиду.
Творчество японца европейцы воспринимают как предложение жить иначе. Cидеть в стекловате, мерзнуть на ледяной скамейке, ежиться на кристаллах, лежать в застывшем пуху. Конечно, когда Токуджин переходит от жанра инсталляции к жанру серийного табурета, он сильно упрощает идеи.
Футуристичные пеньки (коллекция Tokyo Pop для Driаde, 2002), легкие, удобные, прочные, кажутся вылепленными из пластилина. Однако базовый принцип его работы — все начинать со зрелища. Как только Токуджин открыл в 2000 году собственную студию, он выступил с Honey Pop — креслом-трансформером из листов прессованной бумаги. На бумажное сиденье клюнули кураторы, и его варианты оказались в коллекции Vitra Design Museum в Берлине, а также в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA).
И конечно, как всякого интересного японца, его пригласил Lexus, и в 2006 году он сделал для автобренда инсталляцию в Миланском Музее делла Перманенте. Из 700 км прозрачных волокон Йошиока соорудил гигантскую линзу— невидимый дождь. По соседству стояли «хлебные» кресла Pane Chair (выпеченные при температуре 104 °С из полиэфирного эластомера, который используется в медицине). Они до сих пор остаются любимыми работами мастера. Сегодня он принялся выращивать кристаллы. Cпециально для выставки Second Nature (на модной токийской площадке 21_21 Design Sight) Токуджин в халате скромного лаборанта сидел с трубкой около резервуара с водой и растил кристаллы из губчатого субстрата...
Иногда он отходит от техноэкспериментов, делая что- то нарочито простое. Мол, могу удивить вас без химии и физики — ловкость рук и никакого обмана. Так появились кресло Bouquet и инсталляция для нью-йоркского шоу-рума Moroso: стены шелестели белоснежными салфетками в количестве тридцати тысяч штук.
Все последние годы, несмотря на общее снижение активности в индустрии, дизайнер темп не сбавлял: в Лондоне принимает покупателей спроектированный им магазин испанской обувной марки Camper, в Париже — бутик Hermès в Токио гордился экстравагантными витринами. Стенд Swarovski на сессии ярмарки BaselWorld в 2009, завешанный гигантским полотном из множества маленьких зеркал (он колыхасся и сверкал, как водная гладь), до сих пор вспоминают с придыханием. Профи и счастливые очевидцы помнят культовое оформление выставки шедевров фирмы Сartier The Story of... в Национальном музее Токио, где Токуджин устроил грандиозное шоу и фантастическую восьмиметровую инсталляцию Rainbow Church в сеульскому Музее искусства (ее идея пришла Токуджину после посещения знаменитой матиссовской Капеллы Четок в Вансе.
В Милане в апреле 2016 года его новые работы красовались на стендах фабрик Mutina, Glass Italia, Kartell и Moroso. Он сам признается, что любит эксперимент и ни на что не променяет удовольствие, которое приносит ему работа. Так что полвековой юбилей в следующем году Токуджин Йошиокa встретит с блестящим послужным списком.