Дизайнер Уэнделл Касл (6 ноября 1932 – 20 января 2018) бьет рекорды по популярности у американских коллекционеров. Он, как всякий счастливый человек, всю жизнь делал то, что любил. Его называют дедом «арт-мебели». Именно ему первому в США пришло в голову считать стулья и столы скульптурой, выставлять и продавать их как произведения искусства.
По теме: PAD London 2019: 3 тренда и 45 хитов коллекционного дизайна
Окончил Канзасский университет. В 1960-х преподавал скульптуру в Технологическом институте Рочестера. Лауреат множества американских премий. Среди самых известных работ Crescent Rocker Chair (1975), Black Widow (2007), Concrete Chairs (2010). Работы находятся в коллекциях всех крупных музеев США.
Последние годы Касл жил в Скоттсвилле на окраине Рочестера (штат Нью-Йорк), а его предметы гастролируют по всем крупным выставкам коллекционного дизайна от Майами до Базеля, от Нью-Йорка до Токио. «Моими клиентами были люди, находящиеся в поисках своего индивидуального стиля, образованные и любопытные».
Фактически его карьера началась в 1964 году, когда Касла пригласили участвовать в Миланской триеннале дизайна. Он привез в Италию Music Rack — красивейший деревянный пюпитр для нот. Получив прекрасные отзывы в прессе и известность среди заинтересованной публики, Касл выпустил серию — 12 экземпляров.
«Music Rack отлично продались по 300 долл., — вспоминает он. — Теперь два пюпитра находятся в музейных коллекциях, а еще один недавно был перепродан на аукционе за 250 тыс. долл.». Через год, в 1965-м, состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке. В конце 1960- х Касл начал было делать предметы из пластика, но они не имели успеха. А в 1980-м открыл в Рочестере собственную школу.
«Не считаю свое творчество частью американской традиции, ни дизайнерской, ни ремесленной. Я делаю скульптуры, на которых можно сидеть». Действительно, вещи Касла запоминаются с первого взгляда, у них выверенная форма и всегда идеальное исполнение.
Касл много занимался деревянной мебелью. «Обычно дизайнеры берутся что-то делать из дерева, если им нравится текстура материала, я же всегда думал о том, насколько дерево может передать нужную мне форму». Его кресла-скульптуры продают две галереи: Friedman Benda и R 20th Century — солидные игроки на рынке.
«В 80–90-х я действовал так: отдавал предмет на продажу, но не позволял ему слишком долго находиться в галерее, если он «зависал», забирал и потом, спустя некоторое время, выставлял вдвое дороже». В 1969 году в галерее Ли Норднесса прошла выставка Касла «Формы скульптурной мебели»: восемь веселых пластиковых объектов с именами поп- и телезвезд — «Рашель», «Пинки», «Осборн» и так далее. Спустя полвека некоторые из них были перевыпущены в модных кислотных цветах и уже обошли мировую прессу.