Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan, 3.09.1856 — 14.04. 1924) — архитектор, чье имя неразрывно связано с американским модернизмом и мировой историей возведения небоскребов. Высотные здания строили и современники Салливана, но именно ему удалось сделать теоретическое усилие: он сформулировал универсальные правила возведения небоскребов и создал убедительные образцы. Помимо того, что Салливан — ключевая фигура архитектурного модернизма, он автор формулы «форма следует функции», идеолог Чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта.
Его профессиональная карьера порой складывалась весьма драматично, но в целом была плодотворна и разнообразна. Американцы очень высоко ценят его как архитектора, владеющего искусством декора: его терракотовые панно с кельтскими мотивами в стиле ар нуво — по-настоящему артистичны, они демонстрируют его блестящие навыки стилизации и незаурядную фантазию архитектора.
К фирменным приемам мастера относят и массивную полуциркульную арку, которая встречается на фасадах его построек. Заказы Салливан получал порой неожиданные, например, он спроектировал здание Троицкого храма русской православной церкви в Чикаго (Храм в марте 1903 года освятил будучи еще епископском звании будущий Патриарх Тихон).
Мать будущего архитектора — швейцарка по происхождению Адриенн Лист, отец — ирландец Патрик Салливан. Оба приехали в США в конце 1840-х годов. Их сын Луис Салливан неплохо учился в школе, а незаконченное высшее образование с лихвой компенсировал богатой практикой. Полтора года изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте, куда поступил в возрасте 16 лет и где его профессиональным развитием руководил Уильям Роберт Уэйер. Не закончив курс, уехал в Филадельфию и начал работать в архитектурной конторе Франка Фернесса. Следующим этапом развития карьеры стал переезд в Чикаго.
Большой чикагский пожар 1871 года уничтожил многие здания, город надо было восстанавливать, и архитекторы были нарасхват. Так что поначалу работы было полно. Здесь Луис Салливан трудился в команде архитектора Уильяма Ле Барон Дженни (контора возводила здания со стальными конструкциями) и, заработав немного денег, уехал в Париж, где начал посещать Школу изящных искусств (1874–1875).
Позже, вернувшись в Чикаго, он начал работать чертежником в фирме Joseph S. Johnston & John Edelman. В один прекрасный день Johnston & Edleman получила заказ на дизайн Moody Tabernacle с декоративным интерьером fresco-secco, который был полностью разработан Салливаном.
В 1879 молодого архитектора пригласила к сотрудничеству компания Dankmar Adler, а через год он стал партнером этой фирмы. С этого момента начался самый плодотворный период его творчества. Салливан с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Салливан выступал как архитектор, разрабатывал орнаменты, декор и интерьеры, а Адлер прекрасно планировал, занимался инженерными вопросами и акустикой. Адлер и Салливан прославились как специалисты по проектированию театральных зданий.
Построив несколько театров в Чикаго, они получили заказы на строительство театров в Пуэбло (штат Колорадо), Сиэтле (штат Вашингтон). Самой знаменитой постройкой фирмы стал их совместный проект Аудиториум (1886–1890) в Чикаго — в здании разместился не только театральный зал, но и гостиница, а также 17-этажный офисный корпус с нижними этажами, предназначенными для магазинов с роскошными витринами.
После 1989 года фирма прославилась офисными зданиями. Выдающимся проектом считается Wainwright Building в Сент-Луисе и Schiller (позднее Garrick) Building и театр в Чикаго (1890). Среди важных достижений их архитектурной практики — здание Чикагской биржи (1894), Guaranty Building (1895–96) в Буффало и здание универмага Carson Pirie Scott (1899–1904) на Стейт-стрит в Чикаго. Последний большой заказ, оказавший влияние на облик Чикаго. После того, как коллеги разошлись в 1895 году, заказов у Салливана стало значительно меньше.
На рубеже XX века Салливан первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания». Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г., работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли (с ним проектировал «дома прерий» и «алмазные шкатулки»). В 1910-е он спроектировал десять банковских зданий для городов Среднего Запада — Миннесоте, Огайо, Айове, Индиане. В 1918 г. Салливан объявил о своем банкротстве, закончил жизнь в бедности.
Каждый студент-архитектор с университетской скамьи знает, что Салливану принадлежит известное изречение: «Форма следует функции». Но мало кто помнит контекст. «Это изначальный закон всего сущего, органического и неорганического, всех вещей физических и метафизических, всего человеческого и сверхчеловеческого, все, что говорит нам наш разум, сердце, душа: мы познаем жизнь в ее выражении, форма всегда следует функции. Это закон», — писал Луис Генри Салливан в 1896 году.