Маурицио Каттеллан (Maurizio Cattelan. р. 21.09.1960) — художник-самоучка с мировой славой. Шесть лет назад объявил о завершении карьеры после крупной ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Но в 2016 году решил прервать затянувшиеся каникулы. Любимец коллекционеров и кураторов Каттелан равнодушен к настороженности критиков и снобов, которые обвиняют этого итальянца из Нью-Йорка в низкопробности цитат, в излишнем заигрывании с культурой китча и плохом вкусе. Избрав своим оружием иронию, Маурицио Каттелан сознательно эпатирует публику.
8 мая 2016 года за 17 миллионов 189 тысяч долларов ушла с молотка восковая скульптура, изображающая Гитлера, которую Маурицио Каттелан закончил в 2001 году.
Безудержная энергия и фантазия маэстро плюс высокие эстимейты на его работы позволяют называть Каттелана — человека, случайно попавшего на мировую арт-сцену, — крупным художником. Зачастую его работы носят откровенно политический характер, однако при подобной ангажированности Каттелан невероятно успешен. Так, знаменитая скульптура «Девятый вал» (1999 г.), изображающая папу Римского, пораженного метеоритом, в 2006 году была продана на аукционе за 3 миллиона долларов. На площади перед зданием миланской биржи стоит мраморный колосс – скульптура Маурицио Каттелана L.O.V.E. Кисть руки высотой 4,6 метра с поднятым вверх средним пальцем и отрубленными остальными высечена из белоснежного каррарского мрамора.
«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор».
Каттелан работает как скульптор с 1999 года. Визитная карточка художника — восковые фигуры, выполненные в полный рост. Но не менее известен Маурицио Каттелан оригинальными выставочными проектами и пиар-акциями. «Сочетание места и произведения должно создавать короткое замыкание. Иногда имеет значение то обстоятельство, что инсталляция показана в обыденном пространстве. Будь она выставлена в музейном зале, был бы просто успех, без всякой экстремальной реакции».
Кателлан начал с безголовой фигуры лошади, словно на всем скаку врезавшейся в стену, продолжал тем, что поджигал детские коляски, вешал восковые тела малышей в миланском парке и ставил воскового Гитлера в угол на колени. Так же как Вим Дельвуа или дуэт Elmgreen & Dragset, Кателлан работает с такими чувствами, как отвращение, неприязнь, боязнь смерти или тайное желание ее.
По теме: Художник Вим Дельвуа (Wim Delvoye): от «Клоаки» до чеканных Maserati
В 1989 году Кателлан решил проблему кризиса идей для персональной выставки следующим образом: закрыл галерею, оставив на двери объявление «Скоро вернусь». В 1993 году художник принял приглашение участвовать в престижной Венецианской биеннале, однако свое пространство сдал агентству, рекламирующему парфюмерию.
В 2012 году в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена ретроспектива «Всё» — всех проектов художника. Сам Маурицио объяснил, что прекращает заниматься искусством, чтобы избежать самоповторов. И тут же представил общественности новый проект — вместе с фотографом Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari) Каттелан запустил экспериментальный журнал TOILETPAPER («Туалетная бумага»). «В начале нашего пути нас привлекала идея TOILETPAPER как бренда, который стал бы применим для разнообразных обыденных вещей: тарелок, кружек и скатертей, а также для журналов и книг. Пьерпаоло и я, как безумные ученые: все, что нас окружает, должно быть заражено «вирусом TP», мы не останавливаемся на достигнутом и анализируем результаты, поэтому TOILETPAPER может стать не просто фотографией, а особым СТИЛЕМ», — считал Маурицио.
Итальянская компания Gufram в 2014 году создала лимитированные серии его произведений: пуфа в виде откусанного куска мыла, табурета в виде могильной доски и вешалки. Художник выполнил ремейк легендарной вешалки-кактуса 1977 года, дополнив фаллический объект двумя белоснежными пуфами в форме куриных яиц.
По теме: MILAN DESIGN WEEK 2016: Paul Smith+Gufram=Cactus
Среди давних друзей Каттелана можно назвать и Стефано Селетти, чья компания Seletti выпустила эмалированные миски и кружки, украшенные фотографиями главных творческих удач Маурицио и его напарника Пьерпаоло Феррари: от жабы в бургере до «отрубленных» женских пальчиков. Кроме эмалированной посуды, в коллекцию вошел еще текстиль (скатерть, полотенца), зеркала и другие предметы сувенирного характера.
«Репродуктор жестокой действительности», в 2016 году маэстро успел показать выставку ковров в модной парижской Galerie Perrotin, организовать выставку «Туалетная бумага» в Galeries Lafayette, заявить о выпуске унитаза из 18-каратного золота и создать «cпагетти-кар» на основе серийной модели BMW — машины с изображением спагетти в томатном соусе, которую торжественно уничтожили после окончания фестиваля Arles 2016. По словам Каттелана, итальянца, работающего в США, «спагетти-кар» — это результат бесплодных попыток найти хороший соус для спагетти на протяжении сорока лет.
Но, пожалуй, главный успех 2016 года — это рекордная продажа произведения Him («Он») на торгах Christie's в Нью-Йорке 8 мая 2016 года. За 17 189 000 долларов ушла с молотка восковая скульптура, изображающая Гитлера, которую Маурицио Каттелан закончил в 2001 году.
«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор.»
За всей нарочитой провокативностью, юмором и выходками на грани фола, стоит нечто большее, чем желание задеть или позабавить публику. Маурицио Каттелан исследует вопросы смерти, бренности и тщеты бытия, выступает с критикой общества потребления и его повседневных клише. А подобные проблемы мало кому покажутся смешными.