Британский дизайнер Найджел Коутс (Nigel Coates) приобрел в Тоскане постройку, возраст которой насчитывает тысячу лет. О трудностях реставрации и радостях жизни в Италии — его рассказ для читателей ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
«Когда я купил поместье Пергомено 30 лет назад, его можно было описать одним словом: «развалина». К тому же, по мнению моих итальянских друзей, оно располагалось слишком далеко от Флоренции и Сиены. Но атмосфера места покорила меня. Скорее всего, его начали обживать еще этруски: название Пергомено более древнее, чем современный итальянский язык. На вершине холма, за стройными кипарисами, вязами и зарослями ежевики скрывалось квадратное сооружение с двором в середине.
Когда-то оно имело высокую башню и было частью оборонительных укреплений. Флорентийские войска заняли его и в 1527 году вели обстрел замка на холме напротив, оставив повреждения в стенах, которые можно видеть до сих пор. Затем постройка была превращена в сельскохозяйственный комплекс. Последние десятилетия пустовала. Проект обещал быть длительным, готовящим множество сюрпризов и хорошую практику для меня как архитектора и дизайнера. Но я и представить не мог, что эта груда камней станет якорем в моей жизни, а Италия сыграет столь важную роль в творческой судьбе».
«Первые несколько лет я не столько строил, сколько расчищал. С друзьями проводил в Тоскане отпуска, разгребал завалы, убирал кучи навоза, удалял поздние наслоения, чтобы увидеть и почувствовать скелет. Я осуществлял реставрацию микрошагами, что помогло равномерно распределить бюджет и соответствовало судьбе дома, эволюционировавшего на протяжении веков. Я смотрел на стены и пытался представить поток времени, который сформировал постройку. Работы продолжаются до сих пор. Постоянно хотется подлатать то одно, то другое, увеличить окно или акцентировать видовые точки. Мы с моим партнером без конца меняем вещи, передвигаем их, подобно кукловодам в кукольном театре. Проект — своеобразная игровая площадка для взрослых. Они никогда не будет закончен. И я этому рад».
«Понять истинный масштаб древнего дома можно по двускатной кровле на верхнем уровне. Семь основных жилых помещений предположительно вмещали семью фермеров из двадцати человек. Здесь же располагаются и сельскохозяйственные помещения. Там, где раньше был амбар, теперь находится кабинет, а самую парадную комнату я устроил в бывшем хлеву. Одним из первых порывов было создать внутреннюю лестницу — альтернативу той, что находилась снаружи. Мы со строителями пробили потолок свинарника на нижнем уровне, лестница получилась такой, что никто не догадывается, что это недавнее вмешательство. В результате возникли новые маршруты передвижения, появилось перетекание, которое я считаю в интерьере очень важным».
«Я научился обращаться с особым здешним светом. Окна по большей части маленькие, они фильтруют яркий свет, проникающий снаружи, снимают его напряжение. Простота комнат прекрасно дополняется предметами, которые сияют и сверкают, — серебристыми поверхностями и зеркалами. В столовой сделан целый фриз из маленьких зеркал. Один из любимых предметов — гигантский серебряный канделябр, который раньше украшал круизный лайнер — свет свечей особенно хорошо работает в паре с серебром. Изогнутые поверхности удваивают отражения, это работает магически».
«Благодаря смене времен года и движению солнца в течение суток, дом не статичен. Он меняется день ото дня, от часа к часу. Зимой все, включая кошек, мечтают остаться дома. Вылазки во внешний мир, например на рынок в Синалунге, совершаются лишь по необходимости. Мы возвращаемся, нагруженные продуктами, выкладываем в керамические блюда амальфийские лимоны, клементины, помидоры, базилик. По вечерам сидим в гостиной с бокалом вина, этот ритуал для меня — квинтэссенция жизни в Тоскане. Даже зимой в саду цветут цветы, которые могут украсить стол на кухне. Весной сад пробуждается к жизни. Доля окультуренных участков с каждым годом растет (в общей сложности территория занимает более гектара). Становится больше террас, но они выглядят так, как будто были здесь всегда. Ряды лаванды растут будто сами собой; очищенные от зарослей ежевики, вымахали дубы. Группа деревьев образовала уютный уголок, куда мы поставили новый стол: он прекрасно подходит для игры в шахматы. Внутренний двор летом превращается в кинотеатр под открытым небом — смотрим, в основном, фильмы итальянских классиков».
68-летний британец Найджел Коутс известен как архитектор и дизайнер. На его счету немало интересных зданий, однако сегодня он сконцентрирован на предметном дизайне. Работает для Alessi, Fratelli Boffi, Poltronova, Slamp, Varaschin, Frag, Richard Ginori, Ceramica Bardelli, Gebrüder Thonet Vienna — марки преимущественно итальянские. Коутс успешен в коллекционном дизайне и даже наладил производство лимитированных серий силами тосканских ремесленников. «В итальянском доме много вещей моего авторства, таких что созвучны его духу, — например, коллекция Feral в стилистике Simplexity из грубо обработанной древесины».