Немецкое бюро 4a Architekten удачно реконструировало дом под Москвой. Руководитель проекта — Александр Шамне.
Компания 4a Architekten с головным офисом в Штутгарте, довольно крупная (50 сотрудников) в 2001 году открыла в Москве филиал. Специализируется на водоразвлекательных комплексах и бассейнах, однако частными домами тоже занимается. Один из учредителей бюро и руководитель московского офиса — Александр Шамне. Он получил образование в университете города Биберах, который входит в немецкую топ-тройку по направлению «архитектура».
«В России мы стараемся реализовывать проекты так, как делали бы это в Германии, — рассказывает Александр. — Проектируем максимально чисто и современно, уделяем много внимания узлам и деталям — в мелочах заключается качество. Ведем объект от начала и до конца, подбираем подрядчиков, осуществляем авторский надзор. В данном случае, так как с заказчиком были давно знакомы, работалось легко.
Все обсуждение свелось к паре фраз. Он сказал, что знает, на что мы способны, и хочет чистое белое пространство — это и стало «техническим заданием». Мы могли творить свободно, хотя при реконструкции это сложно — существуют ограничения.
Заказчиком был куплен дом постройки 1990-х. Ему понравилось место , участок 25 соток, симпатично оформленный ландшафт. Но само здание устарело физически и морально. Оно было выполнено в типичной манере тех лет, очень некачественно: потолки обшиты вагонкой, на полу ламинат. Сразу стало понятно: оставить его как есть — невозможно.
Поскольку на первом этаже все внутренние стены, кроме одной, были ненесущие, мы избавились от них, освободили пространство. Комнат стало меньше, зато теперь они более открытые. Фактически мы создали новый дом, современный во всех смыслах. Раньше он таким не был».
Бывает, что архитектор строит дом, а для его наполнения затем приглашают дизайнера или декоратора. По мнению Александра Шамне, это «глобально неправильно». «В Германии существует профессия «архитектор интерьера», но она слабо распространена. Профессия «дизайнер интерьера», в отличие от России, там отсутствует, наполнением дома занимается тот же человек, который его проектирует. Он знает пространство, заранее планирует, что где будет стоять. Ведь расположение мебели и света влияет на архитектурные решения.
В идеале мы должны делать всё вплоть до крючка в гардеробной. Не бывает интерьера отдельно от архитектуры». Помимо Александра Шамне, над проектом работали Александра Филатова и Татьяна Иванова.
В доме использован минимум материалов. «Пространство не очень большое — 400 кв. м, поэтому варьировать отделки в разных помещениях было бы неправильно. Мы придерживаемся лаконичных прямолинейных решений. Во всем доме одинаковый пол — дубовая доска, крашеные белые стены и потолки, и даже базовые светильники во всех помещениях установлены одни и те же».
Планировка создана архитекторами студии 4a практически заново. Весь первый этаж занимает просторный опен спейс, объединяющий гостиную, кухню и столовую. На втором уровне на открытой антресоли расположился рабочий кабинет, а на остальной площади (65 кв. м) — хозяйские апартаменты: санузел, гардеробная и спальня с отдельно стоящей напротив кровати ванной.
На третьем — две детские с санузлом. В цокольном этаже размещаются технические службы (бойлерная, постирочная и пр.), хамам-сауна-душевая и довольно большая, имеющая выход на улицу кинокомната с телевизором. В главной гостиной ТВ отсутствует.
Александр подчеркивает, что бюро 4а Architekten берется не за все проекты. «Мы должны иметь возможность реализовать наши архитектурные принципы, это принципиальная позиция. Если взгляды и видения заказчика не совпадают с нашими, мы отказываемся. Например, мы никогда не возьмемся за классику. Так что те заказчики, с которыми мы работаем, легко соглашаются на современный европейский стиль. Они изначально знают, что другого от нас ждать и не надо».