Архитекторы об архитекторах: 5 имен, которые вдохновляют
2 июня 2019 г.
Пять профи с мировым реноме рассказывают аукционистам Christie's о новаторах в архитектуре и дизайне XX века, которые их вдохновляют.1. Жозеф Диран / Карло Скарпа
«Я пережил периоды увлечения многими дизайнерами, мой вкус постоянно эволюционирует. Но сегодня, определенно, мой герой — Карло Скарпа. В его работах есть особое прорастание классики. Ему довольно часто приходилось реконструировать исторические здания, вторгаться в пласты многовековой давности, вступать в диалог с прошлым. Он проявлял себя как большой художник в композиции, выборе материалов, в линии, ритмах. Мне кажется, именно это восхищает в его работах.
Помимо удивительного диалога классики и современности, в его работах был перфекционизм самого высокого уровня. Вы можете увеличить любую деталь его предмета — шуруп, винт, стык — и каждый раз будете видеть, что все идеально продумано. У него было просто маниакальное внимание к деталям. Именно поэтому его вещи выглядят простыми и очень дорогими одновременно».
2. Акилле Сальвани / Джо Понти
«Cамое большое влияние на мою работу оказала итальянская школа рационализма 1930-60-х годов. В ее основе — синтез разных направлений европейского модернизма, но особое влияние на итальянцев оказал скандинавский дизайн: работы Алвара Аалто, Гуннара Асплунда, Сигурда Леверенца, например. Они практиковали более мягкий вариант модернизма, чем он был у Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ с их жесткой геометрией. «Cеверный» стиль был значительно ближе органике.
Итальянцы, такие как Джо Понти, Паоло Буффа и Томазо Буцци, восприняли идеи рационализма, но смягчили его за счет классической выучки, стиля и опоры на национальное наследие. Если бы я выделял одну фигуру, я бы назвал Джо Понти. Он был универсален — дизайнер, арбитр вкуса, коллекционер. Чего он только не проектировал! Все его проекты устремлены в будущее, но в них всегда есть внутренняя связь с прошлым».
3. Андре Фу / Жан-Мишель Франк
«Многомерные работы французского интерьерщика и мебельщика Жана-Мишеля Франка оказали сильнейшее влияние на мое эстетическое воспитание. Я чувствую в нем гениального провидца, визионера. Его ощущение пространства подарило его объектам удивительный пуризм, его предметы просты, богаты и элегантны одновременно.
Особенно мне нравится, как он использовал маркетри из соломы. Лучший пример — шкаф из сикомора, спроектированный им для Chanaux et Pelletier в 1935 году. Я чувствую в его вещах какую-то тайну, они умеют казаться вневременными и годами сохранять ощущение новизны».
4. Роуз Юниак / Эухения Эррасурис
«Эухения Эррасурис — дочь боливийского серебряного магната, родилась в Чили, но выйдя замуж за художника Томаса Эррасуриса, переехала в Париж. Там она стала меценатом, покровительницей искусств. В ее круг входили Кокто, Дягилев, Стравинский и, конечно, Пикассо, который ее боготворил. В это время ее муж познакомился с Джоном Сингером Сарджентом, для которого она позировала несколько раз.
В конце жизни Эухения стала францисканской монахиней и носила только черные одежды, которые для нее шила Коко Шанель. Эухения Эррасурис повторяла мантру, что «элегантность — это исключение». Она также выступала ментором Жана-Мишеля Франка, с которым познакомилась в 1927 году. Проявляя вкус к минималистичным интерьерам (Эррасурис терпеть не могла безделушек и лишних вещей), она опередила свое время».
5. Мартин Брудницки / Гуннар Асплунд
«Национальная библиотека в Стокгольме Гуннара Асплунда — культовый «бегемот» раннего модернизма. Она стоит в Вазастане недалеко от Церкви Адольфа Фредерика, городского лэндмарка, возведенного двумя веками раньше. Эти два здания — две ключевые точки истории национальной архитектуры. Церковь построена в то время, когда Швеция училась классике, переосмысливая древнеримские памятники. Библиотека Асплунда — пример предельно упрощенной классической формы, зримый переход от неоклассики ХХ века к модернизму.
Я вырос в Стокгольме, в двух шагах от этих зданий. И они оказали огромное влияние на мой образ мысли. Мне нравятся предметы Асплунда тем, что в них почти всегда видно, как классическая форма трансформируется в модернистскую. Его стиль — важная веха ХХ века.»