«Конкуренция стала более жесткой, временные рамки — более узкими, а рынок — более требовательным. В мировой гонке выигрыш возможен только благодаря постоянным инновациям и высокому качеству», — говорит президент Salone del Mobile.Milano Клаудио Лути. Он фиксирует рекордный рост количества посетителей (около полумиллиона из 188 стран), отмечая ставку на «наилучших покупателей» — дизайнеров и дилеров-экспертов.
Миланский мебельный салон — ключевое событие европейской мебельной индустрии. Он занимает два десятка обширных павильонов, делает акцент на молодых дизайнерах (площадка SaloneSatellite) и каждый год меняет сопутствующие тематические биеннале: в 2018 — кухни с бытовой техникой и ванные комнаты, в 2019 — свет. Из сугубо итальянской выставки мероприятие превратилось в международный повод увидеть передовой дизайн и понять, куда смотрит его производитель.
Во время Salone del Mobile город захватывает Неделя дизайна: тысячи брендов демонстрируют последние проекты. Отличие от недели моды — мероприятия открыты для публики. Все посещают как можно больше выставок, вернисажей и вечеринок. Такие востребованные дизайнеры, как Лука Никетто, Марсель Вандерс, Патрисия Уркиола или Оки Сато отмечают десятки новых премьер. Например, Маттео Чибич представлял 75 новых объектов для 9 разных компаний, в т.ч. и для индийской Scarlet Splendor.
Мы выделили 12 важных направлений, о которых говорили и дизайнеры, и мебельщики, и архитекторы экспозиций, и дилеры.
1. Пассеизм 2018 выглядит годом, когда ретро-проекты занимают центральное место. Фабрики увлечены переизданиями своих икон, а дизайнеры с удовольствием создают новинки «по мотивам». Итальянская индустрия празднует столетие Акилле Кастильони, по-прежнему продает Джо Понти, после столетия Этторе Соттсасса в 2017 активно продвигает свой радикальный дизайн. Все чаще вспоминают группу Superstudio: молодые стремятся подхватить идеи и образы, рожденные фантазией продвинутых бунтарей 70-х.
Постмодернист, мастер цвета, 87-летний маэстро Алессандро Мендини фигурирует как автор сразу нескольких свежих проектов — от выставки в музее Триеннале до кухни (Sanwa) и посуды (Alessi). Модные источники цитат: латиноамериканский модернизм и его форварды (Лина Бо Барди, Жуакин Тенрейру, Серхио Родригес); творчество Освальдо Борсани, Луиджи Качча Доминиони, Габриэллы Креспи и Нанды Виго. Cassina воссоздает стул Геррита Ритвельда, напоминает о ценности движения De Stijl и модернизме: о Ле Корбюзье и Фрэнке Ллойде Райте, архитекторах модернизма, стиля, который дал смысл интерьерам XX века.
В преддверии Миланской выставки голландский предприниматель и бывший соучредитель бренда Moooi Каспер Виссерс запустил бренд под названием «Пересмотренное» (Revised): в его коллекциях — элементы стилей начала XX века. Новинки Ини Арчибонга для лондонского бренда Sé подкрепляют желание «вернуть очарование и качество мебели XX века».
Gufram транслируют образ дискотеки 70-х. Flou празнует юбилей кровати Nathalie, спроектированной Вико Маджистретти в 1978 году, Molteni&C продолжает репродуцировать Джо Понти. В каталоге Cappellini — миксы вещей, созданных в 70-80-е (в частности, редкие предметы Широ Кураматы), хиты 90-х (плетеные стулья Тома Диксона) и новые универсальные системы. Вещи из прошлого подчас далеки от музейных экспонатов: их адаптируют к современности. Так, например, Barovier &Toso переосмыслила в 2018 светильник 1938 года — теперь это лампа без проводов, которая включается одни касанием.
Послевоенный дизайн плодовит: богат на имена, красивые предметы, как в широком тираже, так и в прототипах. Мода на него развивается cтремительно вместе с общим развитием дизайна как части культурного потребления. Музеи покупают дизайн, и мебельщики это отлично понимают.
2. Нью-нордик, скандик-шик и датский дизайн В 2018 году интерес к скандинавскому дизайну подогрет юбилеем финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Интерес к простым, прочным и элегантным вещам, светлому дереву, мягкому рассеянному свету. Скандинавы учат нас ценить личные воспоминания. Всегда рады винтажным предметам и текстилю с привкусом двадцатилетей давности. Их вдохновляет принцип DIY — «cделай сам».
Новый бренд Warm Nordic, созданный для того, чтобы дать «второй шанс» проектам, которые когда-то были популярны в Скандинавии, но в других странах оказались менее известны, представляет оригиналы 50–60-х и новинки в духе прошлого. Среди компаний, которые отражают тренд «нью-нордик», лидируют датские: Fritz Hansen, Carl Hansen&Son, Hay, &tradition, Gubi, Fredericia, Muuto, Woud. Фабрики из других стран успешно освоили формулу скандинавского стиля. Даже такие флагманы итальянского люкса, как Flexform или дизайн-бренд Magis, охотно транслируют эстетику и ценности нью-нордик.
3. Miniliving Дизайн для небольших пространств — безусловный тренд года. Производители соревнуются в микромасштабных достижениях: это могут быть скромные тонконогие столики, компактные диваны, мини-лампочки, складные стулья. Девелоперы во всем мире сокращают средние площади квартир: умы дизайнеров занимает все, что поможет современному номаду умещаться на небольшом количестве метров, при этом не потеряв в комфорте. Показательный пример — кухни Sanwa, компании, заслужившей награду Salone del Mobile 2018.
В эпоху Soft Minimal — урбанизации и нехватки места — люди стараются обходиться меньшим: не покупают лишнего, избавляются от ненужного в небольших квартирах. А значит растет спрос на вещи многофункциональные и адаптируемые. Которые легко взять с собой, чтобы создать ощущение дома на новом месте. Фабио Новембре напоминает, что стиль NoLo (жить в движении, легко менять адрес, обмениваться необходимыми вещами, каждые полгода выбирать новую профессию и так далее) оказывает все большее влияние на среду и дизайн предмета.
4. Кастомизация Локальные ремесленники и глобальные предприятия рекламируют «гибкие» решения: интерьер, который кастомизируется, т.е. настраивается на потребности хозяина. Термин стал гиперпопулярным: маркетолог каждой итальянской топ-марки готов рассказывать как их компания лучше других творит bespoke — вещи на заказ, по индивидуальным меркам и размерам. Мебельщики предлагают модульные коллекции: «растущие» кухни, гардеробные, стеллажи, тумбы и даже диваны. Готовы менять наполнители и обивки, отделки и габариты.
Будущее за иммерсивными интуитивными интерьерами, полностью отвечающими образу жизни конкретного человека. В этом году в Милане дебютировал Google, создали масштабные мероприятия Panasonic и Dassault Systèmes. Ключевой темой являлось то, как цифровые устройства могут стать частью здорового образа жизни: стать более «дружелюбными», тактильными, интегрироваться в обычный интерьер и повседневные жизненные сценарии. Настает время, когда технические гаджеты станут объектами декора и «освоят» нишу коллекционного дизайна.
5. Instagram-ready — тренд, который лежит в основе большинства показов, инсталляций и сценографий. Теперь нельзя продать стул или стол без эффектного кадра или популярного видео. Старые мебельные фабрики все больше привлекают новых стилистов и настраиваются на молодых блогеров. Instagram-ready — драма, музыка и перформанс, зеркала, цветные стены и арки, элементы театральных мизансцен, — повсюду. Kartell, выступая под лозунгом Smart design for smart people, отдает экспозицию шоу-рума инфлюэнсерам из креативных индустрий — теперь бренд навсегда связан с интернет-сообществами.
«Я думаю, что дизайнеры несут ответственность за попытку создания мест, которые затрагивают все чувства», — говорит американский архитектор Дэвид Роквелл. MVRDV строят калейдоскопический лабиринт для Bvlgari. Шарлотт Мако Перельман — изысканные декорации для Hermès. Чешский бренд Lasvit проводит в театре выставку под названием Monster Cabaret, архитектурная студия Stanton Williams строит павильон, посвященный танцам...
6. Крафт Термин craft обозначает «ремесло» или «умение». Мы видим обращение к уникатам и ручной работе. Внимание привлекает мебель, изготовленная людьми, а не машинами. В мебельном дизайне торжествует технокрафт — вещи, созданные с использованием ремесленного труда и древних техник вместе с новейшими технологиями и/или материалами.
Молодые покупатели хотят современные формы в своих домах, но готовы покупать вещи, которые имеют «деревенский» вид. Декораторы вспомнили японский принцип wabi-sabi, акцент на использовании предметов, сделанных с врожденными несовершенствами и подчеркнутым ощущением подлинности. Натуральное дерево обязательно соседствует с чем-то блестящим и гладким. Например, в коллекциях Boffi грубые деревянные полки сосуществуют рядом с тонким металлическим каркасом, чашами из современных композитов и большими зеркалами. Старое дерево плюс металл — безусловный must многих коллекций.
7. Готово к продаже Себастьян Вронг, директор Established & Sons, сказал на превью-показе новой коллекции, что бренд будет выставлять в Милане только те продукты, которые готовы для заказа. Он утверждает, что клиенты теперь легко теряют интерес к тому, что не могут купить сразу. И, похоже, он прав. Выставки прототипов теснят pop-up магазины, где можно приобрести понравившуюся вещь сейчас и сразу. Те времена, когда от премьеры в Милане до запуска прототипа в производство мог пройти год, а то и больше, стремительно уходят в прошлое. Бренды не могут позволить себе такую роскошь, как время. Рынок движется стремительно — сразу после представления идеи нужно как можно быстрее бежать и продавать.
8. Доступный эксклюзив При доступности авторских вещей через интернет-покупку глобальный фабричный ассортимент может утратить покупателя. Это затрагивает мебельные бренды всех ценовых сегментов. Как реагируют флагманы?
Cassina — это мебель «от кутюр», основанная на самом высоком качестве и мастерстве. Однако, стул 139 Cotone Legno на легкой алюминиевой основе с деревянной спинкой и сиденьем стоит всего 90 евро. Его спроектировали Ронан и Эрван Буруллеки. Для них (и не только для них) дизайн является выражением политических взглядов. Они гордятся и своим новым стулом Elementaire для датской компании Hay. «Он — как джинсы или белая футболка», — говорят братья.
Ikea, символ массового спроса на современный дизайн, погрузилась в капсульные коллекции и коллаборации с мировыми инфлюэнсерами. Другая шведская компания Hem также привлекает мастеров из разных дисциплин, таких как, например, австрийский фэшн-дизайнер Артур Арбессер. Hem бросила вызов концепции розничной торговли: только в США со склада в Пенсильвании отгружают 60% продукции, заказанной по интернету. Стремясь создать роскошную версию Ikea, марка взяла на вооружение стратегию «без магазина», что позволяет сдерживать цены, но продавать дизайн.
9. Этичный дизайн Сегодня все меньше звучит слово экология, все больше — этика. Этичный предмет интерьера основан на производстве, в котором используются возобновляемые материалы, зеленые технологии, минимизируются расходы энергии и воды. Компании говорят об устойчивом дизайне — продуманном, выверенном, «не загрязняющем» сознание. «Меня больше не волнует эстетика, вот этика — другое дело, — говорит дизайнер-философ Филипп Старк. — Этика в смысле экологии, этика в смысле доступности и честной цены, корректной гендерной позиции…»
В моде изучение воздействия пластика и пластиковых отходов. Над этим размышляют Шахар Ливне (Shahar Livne) и Теофиль Бланде (Théophile Blandet). Японский дизайнер Кодаи Ивамото (Kodai Iwamoto) сделал вазы Pipe с использованием техники, которую он называет пластиковым выдуванием, голландская компания Trashplast представила инновационный материал из переработанного полиэтилена.
Веганство и вегетарианство набирает обороты по всему миру — только вопрос времени, как и в каких масштабах это начнет влиять на дизайн-индустрию. После запуска Vegan Homeware Awards израильский дизайнер Эрец Неви Пана (Erez Nevi Pana) планирует углубиться в исследование проявлений жестокости по отношению к животным в дизайне.
10. Африка и афрофутуризм Развивающаяся творческая сцена Африки оказалась в центре внимания благодаря популярности фильма студии Marvel «Черная пантера» с его афрофутуристической эстетикой. В Милане эту тему проакцентировала на Salone Satellite экспозиция Africa / Latin America: Rising Design – Design Emergente: 18 дизайнеров со всего континента собрал вместе франко-марокканец Хишам Лахлу (Hicham Lahlou). Влияние Африки проявляется и в коллекциях брендов. Например, среди новинок немецкого бренда Walter Knoll — серия ковров, основанных на африканских ландшафтах, а итальянская марка Waxman Brothers рекламирует коллекцию аксессуаров для дома, выполненную из африканского текстиля.
11. Эмоциональный дизайн В манифесте Salone del Mobile, который был впервые представлен с момента ее старта в 1961 году, фигурируют темы: «эмоция», «качество», «культура». «Salone del Mobile — это, прежде всего, эмоция », — подчеркивает президент выставки Клаудио Лути. Премии выставки получили CC-tapis, Magis — компании, у которых экспозиция и презентация призывали пережить необычный культурный опыт.
Термин «эмпатия» является важнейшим аспектом творчества Патрисии Уркиолы, арт-директора Cassina и одного из самых востребованных дизайнеров современности. «Вы должны быть похожими на антенну, которая получает и резонирует», — говорит она. Одни из последних «переживаний» Уркиолы — традиции индийского handloom в коллекции мебели и текстиля для GAN. «Все ищут благополучия, душевного баланса, дневного света, чистого воздуха, комфорта. Формируется новая грань минимализма — его версия более теплая и чувственная», — предупредила нас парижский трендсеттер Элизабет Лериш.
12. Fashion+ Присутствие международной моды в этом году в Милане, возможно, сильнее, чем когда-либо. Louis Vuitton продолжил укреплять звездную коллекцию Objets Nomades новыми именами (Андре Фу) и новым масштабом (Petits Objets). Американский художник создал инсталляцию в палаццо Исимбарди для модного бренда Cos. Испанский Дом Loewe вместе с британским дизайнером Джонатаном Андерсоном продвигается в область искусства и дизайна с коллекцией из 50 ковров и покрывал, демонстрирующих мировые ремесленные приемы, от японских текстильных техник boro до индийской вышивки. La Double J, онлайн-магазин одежды и декора, начал сотрудничество с Kartell, создав коллекцию из 15 предметов. В Милане выросло новое поколение, которое радо сломать барьеры и делать новые вещи.
Во время Salone del Mobile 2018 состоялось открытие девятиэтажной башни Torre, спроектированной фирмой голландского архитектора Рема Колхаса OMA. Torre завершило строительство Fondazione Prada, важнейшей художественной точки, символично расположенной на промышленных окраинах Милана. Культурный комплекс служит визуальным маркером распространения моды в интеллектуальную жизнь города. Он символизирует что-то вроде художественного ренессанса в Милане, где герои искусства, архитектуры, дизайна интерьера и моды все больше сходятся в чем-то более важном, чем продажа мебели.