Главным трендом сегодня является процесс кастомизации, связанный с вступлением в свои права поколения миллениалов. Стремление к разнообразию и удовлетворению индивидуальных потребностей — вот суть кастомизации. Читай главный тренд — никаких трендов.
Рассуждения про моду на 70-е или 60-е, на радикальный дизайн или mid century modern, разговоры о преобладании того или иного цвета/материала, кажутся на этом фоне актуальными лишь отчасти. Гораздо более важным, является тот факт, что Salone del Mobile.Milano в 2018 году впервые за свою многолетнюю историю выступил с манифестом.
Среди других идей в нем уделяется внимание призыву разумнее потреблять, а при производстве более ответственно относиться к вопросам экологии и к материалам, из которых создаются новые продукты.
В манифесте говорится об экологически рациональном проектировании: «это не только создание экологичной продукции, например, картонных кресел или бамбуковых кружек, это новый способ ведения бизнеса, при котором проектирование происходит с учетом необходимости утилизации продукта по окончании срока его службы, поощряя внедрение практики повторного использования. Теперь дизайнеры думают не только о материалах, но и о наиболее эффективных производственных процессах; не только о подтвержденных сертификатами стандартах качества, но и о дизайне, который выдержит проверку временем.»
Интересно, что уже в этом году компании подготовили свой «ответ» в поддержку этого манифеста. Так голландская фирма Lensvelt привезла в Милан экспозицию, которая называлась Nothing new! В пресс-релизе сообщается, что Lensvelt не создает новые столы и стулья по случаю очередного мебельного салона, потому что миру не нужен еще один лишний стул. Предпосылкой к созданию нового предмета может служить только неудовлетворенность существующими объектами, модернизация модели, или внедрение более эффективных технологий производства, использование более экологически безопасных материалов.
Компания Lansvelt выкупила столы и стулья, собственного производства, бывшие в употреблении, а один из лучших стилистов современности Маартен Спруйт совместил их с кинетическими скульптурами Херби Хэнкока и Джим Уайтинг.
Американская компания Emeco заказала Джасперу Моррисону не новый стул, а улучшение уже созданного им из вторичного алюминия. В результате чего был представлен 1 Inch Reclaimed из нового материала, на 90% состоящего из промышленных отходов (75% отходов полипропилена и 15% древесных опилок).
Производитель пластиковой мебели Magis вот уже несколько лет демонстрирует мебель, сделанную из металла (в этом году коллекции пополнились системами хранения Константина Грчича). Компания Kartell, вся мебель которой производится хоть и из максимально экологично-ответственного, но все-таки пластика, в этом году потрясла всех новинками — креслами и стульями Woody Филиппа Старка, сделанными из дерева, c пластиковым сиденьем и каркасом.
То, что три года назад звучало как одинокие высказывания, настаивающие на том, что пора прекратить создавать НОВОЕ ради НОВОГО (письмо Хеллы Йонгериус и теоретика дизайна Луиз Шоуэнберг Beyond the New: a search for ideals in design) сегодня набирает силу и звучит уверенно и дружно.
Так весь проект Ventura собрал под свои знамена дизайнеров и дизайнерские школы, работы которых были посвящены изучению новых технологий, возобновляемым ресурсами, совершенствованию оборудования и технологий в области здравоохранения, созданию и использованию новых экологичных материалов. К этому же ряду можно причислить проект Waste no more модного американского бренда Eileen Fisher сокуратором которого стала Ли Эделькорт: высокохудожественный текстиль из переработанных и повторно используемых материалов.
Еще один показ Vegan design — or the art of reduction, подготовленный Марией Кристиной Дидеро представлял работы Эреца Неви Пана, созданные из кристаллов соли Мертвого моря. Вопрос, который ставили авторы: мы не можем говорить об экологичном дизайне, не обращая внимания на варварское использование материалов животного происхождения при производстве мебели.
Абсолютно энциклопедическую по своему содержанию выставку U-Joint курировали Андреа Капуто и Анниина Койву. На ней демонстрировались сотни соединительных узлов и шарниров созданных из различных материалов, знаменитыми (братья Буруллеки, Мартино Гампер, Джаспер Моррисон) и безымянными дизайнерами, строителями, инженерами и ремесленниками. Многие дизайнеры по сей день продолжают разрабатывать все новые и новые типы соединительных элементов, чтобы усовершенствовать изделия прошлого.
Возможно эпоха, в которой здравый смысл взял верх над безответственным потреблением, уже наступила. Просто это заметили пока не все.