100 лет дизайна: венский стул

Отсчет истории мебельного промышленного дизайна ведут именно с момента появления этого стула. Его гениальность — в простоте и низкой цене. Сборная конструкция из гнутого дерева, отличавшая прочностью, красотой, удобством, универсальностью и доступностью транспортировки, дала начало массовому производству мебели в мировых масштабах.

«Венский стул», представленный Михаэлем Тонетом в 1859 году, стал самым продаваемым в мире (около 50 миллионов его экземпляров разошлись по разным странам). Сегодня он производится компанией Gebrüder Thonet Vienna GmbH и так же состоит только из шести компонентов. 


По теме: 160 лет самому знаменитому стулу в мире

Адольф Лоос считал этот стул лучшим дизайнерским продуктом, когда-либо созданным в мире — он высоко ценил эту модель за необычайное сочетание техники и стиля. Популярный предмет увековечен на полотнах Пикассо и Дали, в фильмах Федерико Феллини и Боба Фосса. Ле Корбюзье считал, что нет ничего «столь элегантного по форме, качественного по разработке и целесообразного по конструкции», чем «венский стул». 

Михаэль Тонет, мастер-краснодеревщик, в 1819 году в своем родном городке Боппарде (Рейнланд-Пфальц, Германия), открыв собственную мастерскую, был полон решимости найти нечто особенное. Все свое время он посвящал экспериментам с доступными в то время материалами — массивом и фанерой. И уже десять лет спустя его технология по склеиванию и выгибанию фанеры позволила упростить и удешевить процесс производства мебели: любому рабочему было под силу производить необходимые детали быстро и точно, а использовать готовые элементы можно было практически сразу, лишь подрезав концы заготовки.

Предшественник знаменитого стула — модель N1, получившая признание венской знати.

Важным шагом к дальнейшему триумфу дела Тонета был переезд в Вену в 1842 году: только там можно было получить королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Трудолюбивого и талантливого мастера заметили: поддержку в получении патента Михаэлю оказал сам канцлер Австрии, Клеменс князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, обративший внимание на вещи Тонета на выставке в Кобленце.

Михаэль Тонет

В 1843 году Михаэль Тонет создал стулья специально для дворца Лихтенштейна, а в 1849 году оборудовал свою собственную мастерскую в Вене. Здесь был разработан стул N 1 со спинкой, где была деталь в виде петли: эта модель выражала новую, прогрессивную эстетику, отличную от тяжеловесной мебели начала века. Ее немедленно оценили в высшем свете, и она отправилась прямиком в интерьеры Шварценбергского дворца. Дальше заказы посыпались на Тонета, как из рога изобилия. Мастерская сделала стулья для самого модного и известного венского кафе Daum, а потом перешла к оптовым сделкам. 

1 мая 1851 года в лондонском Crystal Palace была открыта первая Всемирная выставка. Число посетителей превысило все ожидания — 6 миллионов человек за полгода. Тонет начал готовиться к этой выставке за год. Он представил в Лондоне 6 моделей стульев, 2 кресла, 2 стола, канапе, столик для шитья, а также столики для чтения и две этажерки. Экспонаты были удостоены бронзовой медали, а после их приобрел архитектор Дисвайгнес, друг и покровитель Тонета.

Процесс производства стульев в XIX веке. Мебель собиралась с помощью винтиков без использования сильного клея.

В 1853 мастерская Тонета превратилась в мебельную компанию Gebrüder Thonet («Братья Тонет»), которую возглавили пятеро сыновей Михаэля Тонета.  Сам Михаэль, передав большую часть производственных вопросов сыновьям, так же настойчиво продолжал свои поиски, и за десятилетие выпустил множество новых моделей стульев. Он часто модифицировал уже имеющиеся в производстве и старался найти такую форму, при которой создание вещи было бы максимально простым, а использование стула — долгим. Именно так случилось с будущим знаменитым стулом: он был разработан путем восстановления и модификации уже существующего продукта, стула N.8. Почти 20 лет понадобилось мастеру, чтобы найти оптимальную форму и конструкцию.

Компактная упаковка, в которой поставлялись стулья N14: именно благодаря ей стала возможна транспортировка во многие страны мира.

Новая модель, вышедшая в 1959 году и получившая название N14, покорила тем, что подходила для использования в ресторанах и дома, в канторах и парадных столовых. Всемирный успех этого определили цена, вес, прочность и упаковка. Стул стоил три шиллинга  — как три десятка яиц.  Стулья поставлялись в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте, что минимизировало затраты на хранение и транспортировку: упаковка из нескольких десятков стульев занимала всего кубический метр. Только в 1905 году более 4000 коробок было отправлено по суше и по морю, в разные страны мира, включая Японию. 

Модель N8, прямой предшественник стула N14

Стулья Тонета были не только эстетичными, самыми дешевыми, очень легкими, но еще и невероятно прочными: тонетовский стул оставался невредимым даже после падения с Эйфелевой башни. Неудивительно, что для кафе, его заказывали сразу сотнями.

Исаак Бродский. В. И. Ленин в Смольном. 1930. Холст, масло.

Тонет никогда не остановливался  на достигнутом: стул с момента появления претерпевал непрерывную эволюцию и совершенствовался до конца XIX века. В период с 1859 по 1861 год техника парового изгиба букового дерева стала совершенной: детали, которые изготавливались из ламинированной древесины были окончательно заменены на массив. Постепенно изменялись пропорции стула, размеры сиденья и высота спинки. Позднее добавилось усилительная дуга, соединявшая ножки стула. За несколько десятилетий претерпели изменение даже винты, скрепляющие различные детали, а также сам метод сборки. 

Марчелло Мастрояни на съемках фильма Феллини. 

К 1913 году Gebrüder Thonet производила уже 1,8 млн предметов в год, а в 1921 году компания объединилась с Mundus AG, чтобы стать крупнейшим производителем мебели в мире. Свои акции семья Тонет выкупила у Thonet Mundus AG в 1938 году.

В начале XX века каталоги фирмы включали около 1200 моделей, а фабрики семьи Тонет производили почти 2 млн. изделий в год.  Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки, специальные стулья для крупье и пр. 

Wiener Stuhl, 1904. Любимый стул Ле Корбюзье. Gebrüder Thonet Vienna GmbH
N14. Gebrüder Thonet Vienna GmbH.  
N14. Gebrüder Thonet Vienna GmbH
Рисунок бриантского дизайнера Теренса Конрана.
К 160-летию стула N14,  дизайнерский дуэт Studio Besau Marguerre предложили свою версию «живой классики». Соединительные элементы окрашены на несколько оттенков светлее, чем кольцо сиденья и ножки.

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами