Завершено строительство одной из самых впечатляющих современных церквей, Church of Beatified Restituta, спроектированной бюро Atelier Štěpánс в Чехии. Архитектор Марек Ян Штепан (Marek Jan Štěpán) наполнил здание поэтическими деталями, полными смысла — он занимался этим проектом более 30 лет. Церковь расположена недалеко от Брно в местечке Лесна (Lesná). Площадь внутренних помещений этого комплекса составляет около 2350 кв. метров.
По теме: 5 фантастических церквей Имре Маковеца
Намерение создать необычную церковь возникло у Марека Яна Штепана (Marek Jan Štěpán) еще в 1968 году, и наконец, спустя 50 лет, были собраны средства воплощение этой идеи. Место для ее возведения выбирали архитекторы Франтишек Зунек и Виктор Рудиш, известные как авторы авангардных жилых комплексов. Стротельство церковь полностью финансировалось за счет церковными пожертвований. Она посвящена почитаемой святой — блаженной Марии Реститута, которая родилась в этом месте.
Примечательно, что церковь расположена в самом центре жилого массива, построенного в устье ущелья Чертова скала. Прилегающая территория почти вся застроена высокими бетонными многоквартирными домами. Архитекторы решили, что новая церковь не будет и не должна конкурировать с ними по размеру. Были выбраны лаконичные формы с почти элементарной геометрией: архитекторам хотелось, чтобы внятная идея легко воспринималась людьми.
Участок, обозначающий священное место, оформлен как прямоугольное плато. На нем расположены три основные постройки комплекса: церковь, башня и духовный центр (проект Зденека Буреша). Духовный центр в плане прямоугольный, башня — треугольная, а церковь — круглая: таким образом представлены все три основные геометрические формы. Этот священный комплекс намеренно решен в совершенно ином масштабе городского окружения, что делает его доминантой на совершенно новом уровне.
Планировка церкви круглая. Круг, по словам Штепана — вековой символ неба и вечности (в отличие от квадрата, который относится к земле и быстротечности). Небо отражается в ярком панорамном кольцевом окне, окружающем церковь прямо под крышей (он напоминает один из арт-проектов Олафура Элиассона).
«Можно сказать, что это коридор парит над Лесной или, если говорить образно, переходит на трансцендентный уровень, — утверждает Марек Штепан. — Мы выбрали круглую форму церкви по нескольким причинам. Круг — форма полноты, символическая точка остановки района и его духовный фокус. Церковь должна быть местом, где люди могут отдохнуть от повседневной суеты, задуматься и погрузиться в собственные мысли. Круг также очень близок к современному восприятию литургии в церкви, которая представляет общину апостолов и Иисуса за столом во время Тайной вечери. Скиния расположена в высокой освещенной сверху апсиде, которая находится с левой стороны церкви. Стена церкви в этом месте как бы «разорвана» треугольным отверстием: оно указывает на разрыв завесы Иерусалимского храма.
Я верю, что существуют вещи, выходящие за рамки нашего понимания — они часто завуалированы, потому что лежат на границе или даже за границами человеческого восприятия. Я попытался интерпретировать их в архитектуре: результатом стала форма купола Лесненской церкви. Свет падает внутрь церкви, но его источника не видно. Окна скрыты за широким выступом, источник света завуалирован. Как на сознательном, так и на бессознательном уровне свет в церкви представляет существование мира за пределами нашего физического опыта. Сверхъестественный характер света достигается за счет его диффузии». Асимметричный купол отливался с помощью матрицы из деревянных досок, напоминающей отпечаток пальца (это символизирует «прикосновение творца»).
Круговая радуга стала главным мотивом для 80-метрового окна церкви — это символ завета между творцом и людьми. Мягкие и плавные линии конструкции образуют будто бы бесплотное внутреннее пространство, наполненное светом из кольцевого окна наверху. Целью было достигнуть иллюзии непрямого мягкого дневного света, не отбрасывающего резких теней.
«Вопрос о восприятии церкви — скорее вопрос о современном восприятии мира. В эпоху барокко интерьер церкви полностью покрывали декором или фресками, он служил своего рода комиксом, поскольку посетители церкви не умели читать. Сегодня ситуация обратная: мы живем в мире, полном легкодоступной информации, зрительных и других ощущений, атакующих нас со всех сторон, поэтому церковь должна служить пространством для созерцания, пространством, лишенным лишних визуальных и звуковых ощущений».
Башня, возведенная чуть поодаль от церкви, благодаря треугольному плану этажа изнутри выглядит не так, как снаружи. Снаружи это скорее статичный кубус, похожий на укрепления старых церквей. Сторона, обращенная к церкви, дополнена квадратным фонарем, а желтая грань с глокеншпилем и красная грань обращены в сторону центра Брно. Высота башни 31 метр: это доминанта района. Сквозь нее проходит стальная винтовая лестница.