Мультидисциплинарная практика Дени Монтеля, — пример блестящей карьеры современного архитектора. Управляющий и арт-директор двух агентств, RDAI и RDAI Architecture, Дени Монтель родился в Париже, в 1989 окончил Школу архитектуры ЛяДефанс. Его карьера началась с работы внештатного архитектора. В течение десяти лет он практиковал в области архитектуры, интерьерного, ландшафтного дизайна, сценографии.
В 1999 году случилось поворотное событие: Дени присоединился к RDAI.В 2007 году он стал соучредителем RDAI Architecture вместе с Реной Дюма и Николя Кармочкиным. После смерти Дюма в 2009 году Монтель возглавил фирму, и его стратегия принесла RDAI высшую архитектурную премию Франции Prix de l’Equerre d’argent в 2014 году. Приз вручили за проект Cité des Métiers Hermès, кампуса в пригороде Парижа, включающего мастерские, офисы и выставочные площади. Дени преподавал в Высшей национальной школе декоративного искусства и архитектурных школах, сейчас он регулярно принимает участие в международных конференциях.
По теме: Новый бутик Hermès в Москве
О карьере
Меня интересует прежде всего творческий процесс, в который я стараюсь вовлечь не только всю команду, но также и клиента. В создании каждого проекта чрезвычайно важен процесс сотрудничества. За свою практику я встречал довольно авторитарных архитекторов, однако сам предпочитаю другой путь, ведь доверительные отношения очень важны, это часть культуры нашего агентства: и этого принципа придерживаются все наши сотрудники. Помню, когда я только пришел в RDAI, Рена Дюма, возглавлявшая его в то время, попросила меня спроектировать новый бутик Hermès Ginza в Токио: предстоял огромный объем работ; до этого агентство не бралось за подобные масштабы, и для меня это был серьезный вызов. Это было первое отдельно стоящее здание Hermès, построенное как таковое. Работа велась в сотрудничестве с Ренцо Пьяно, спроектировавшем башню здания: она была обшита полупрозрачными стеклянными блоками. Это не было похоже на мой предыдущий опыт, однако я сразу почувствовал непринужденность, а само здание стало знаковым. После нескольких лет управления проектами RDAI я получил предложение от Рены Дюма стать арт-директором, однако сперва я отказался. Я ощущал себя архитектором, и все, чего мне хотелось, — создавать проекты. Однако Рена настояла на своем, и со временем я понял, что эта работа скорее приближает меня к архитектурному проектированию, а не отдаляет. Это изменило мое представление о самом процессе работы над архитектурой.
О методе
У меня нет жестких правил подхода к проекту, скорее я стараюсь определить подходящий метод. Процесс обычно начинается с вопросов, раскрывающих потенциал идеи, независимо от цели. «Какая идея была бы благом?» Часто в нашей профессии это не вопрос какой-то определнной эстетики или дизайна. Это скорее относится к способу сформулировать правильный ответ. Все время приходится задавать себе вопрос: «Я понял, о чем меня спросили? Хорошо ли мой ответ адаптирован к тому, что должно быть сделано?» Вероятно, для меня самым актуальным примером такого подхода оказался проект OnePulse (строительство мемориала и музея на месте массового убийства в ночном клубе в Орландо). Именно так мне нравится работать: когда есть желание сотрудничать с другими людьми из разных областей, готовность слушать и вместе искать смысл. Вместе с архитектором Тома Колдефи и его агентством мы собрали команду из разных областей, включая сценографа, ландшафтного архитектора и социолога, и предложили результаты совместного исследования. OnePulse дал нам возможность ответить на важный вопрос: как архитектура может быть вектором эмоций и способом донести историю? Начало запланировано на 2021 год, а открытие — на 2022-й. Идея коллективной работы — это способ укрепить творческий дух. При таком подходе каждый — от архитектора, делающего первые наброски, до рабочего, укладывающего кирпичи, получает роль, обогащающую целое.
О деталях
Когда я рассказываю о детальности своей работы, вспоминаю случай из нашего недавнего совместного проекта с Ренцо Пьяно: это роскошный жилой дом на пляже 87 Park Miami. Он отделан стеклом, и в его облике есть нечто, напоминающее корабль. В основу проекта легла простая концепция: Пьяно «поставил лодку на берег рядом с огромным мостом». Ренцо вообще одержим идеей легкости и прозрачности. Место постройки завораживает красотой: с пляжем и лесом по обе стороны участка. Нам нужно было определиться с материалами отделки. И однажды утром я, во время прогулки по берегу Майами, набрал песка, земли, коряг, травы и листьев. Я привез мешок в Париж, высыпал содержимое на стол и сказал сотрудникам, что вот, перед вами основа для материалов и палитры. Оказалось, это был лучший способ соединить интерьер с экстерьером. Неуклонное внимание к деталям, казавшееся абсурдно трудоемким, когда я только пришел в RDAI, теперь обрело смысл. Это стремление к точности. Детали не обязательно постигаются сразу, иногда их не видно невооруженным глазом.
Их цель — сделать пространство максимально красивым, простым и интуитивно понятным.
О бутиках
Дизайн бутика в нашем понимании во многом похож на создание посольства. Создать образ дома — самая сложная часть нашей работы. Мы стараемся найти баланс между традициями бренда и его современным воплощением. За прошедшие годы для магазинов Hermès мы разработали по сути отдельный язык дизайна. Все бутики разные, несмотря на сходство некоторых ключевых узоров, символов и типологии мебели. Так возникается тесная смысловая связь всех проектов и создается индивидуальность Hermès. Для концепции каждого проекта важен контекст: нам нравится ощущать колорит каждого места и его особенности. Стиль Hermès одновременно классический и эксцентричный. Именно это сочетание важно для нашего дизайна. Мы часто работаем с отделкой из камня, металла, ткани или гипса ручной работы, однако все они используются в современном ключе. Планировка магазинов рациональна, часто ортогональна: она должна быть ясной, удобной и последовательной для покупателя. Однако мы всегда включаем в интерьер лестницу, фасад или световой люк подчеркнуто современного дизайна — так создается сильный контраст с классической обстановкой.
О роскоши
Роскошное пространство, в моем понимании, — это вид на город и максимум дневного света. Роскошь повествует о взвешенности, трезвом подходе и отсутствии показных деталей. Пространство, которое спокойно и умиротворенно. Отношения пространства со временем также чрезвычайно важны: оно должно отвечать современности, однако иметь способность не устаревать, оставаться актуальным в последующие годы и по-прежнему дарить особенный опыт. Французы говорят indémodable — то есть «вневременной», «не выходящий из моды». Поиск баланса между естественным освещением и интимностью каждого помещения оказывается основным для дизайна наших интерьеров. Естественный свет привносит в пространство особое чувство красоты и высвобождает настоящую энергию. Спектр используемых нами материалов обширен, но мне нравится любой прочный, долговечный материал, у которого есть свойство с возрастом становиться красивее. Дерево, камень, гипс, керамика: каждый проект требует своей палитры материалов, но мы стараемся всегда подходить к работе любого масштаба деликатно: будь то скамейка или здание.
Об архитектуре будущего
Кризис в области здравоохранения, потрясший мир, и изменение климата, разрушающее нашу экосистему, безусловно, заставят нас по-другому думать о том, как мы «живем вместе» и о нашей концепции городов. Архитектор станет одним из главных участников этих неизбежных преобразований. Модель города XX века, которая в XXI веке превратилась в мегаполис, должна быть оспорена. Кажется вероятным, что после эйфории глобализации и «общего города» (модель, которая повторяется во всех странах мира) общества снова обратятся к вопросу о том, что такое «территория» в социально-политическом или географическом контексте. В ближайшие 10–20 лет архитектору предстоит переосмыслить и построить другую форму общественной жизни. Мы сталкиваемся с чрезвычайно новой и оригинальной ситуацией, с которой человечество никогда раньше не сталкивалось. Поэтому вчерашние модели устарели и бесполезны. Концепции устойчивости, экологии, технологий, управления ресурсами, территориальности и культуры будут иметь решающее значение в переосмыслении городов будущего.
Мне нравится идея, что архитектор как бы переводит состояние современного ему общества в три измерения. По этой причине мы, архитекторы, всегда должны пытаться понять наше время. Что дает мне творческую энергию, так это алхимия событий, ситуаций, встреч, наблюдений и анализа, смешанная с некоторой долей интуиции. Я также считаю, что архитектура — дисциплина, которая должна впитывать ценное всех форм художественного выражения: искусства, музыки, кино, моды. Я много путешествую, однако одного любимого места у меня нет: мне нравится непосредственность и острота открытия, а не ностальгия. Места все время меняются. Но в Париже, где я живу, люблю кататься на велосипеде по бульварам или по каналам, гулять по галереям в Марэ и есть «уличную еду» на рынках.