Эндрю Прокос (Andrew Prokos) — фотограф, который настолько увлечен архитектурой, что планировал изучать ее в колледже. Его практика стала продолжением любви к городской среде. Сейчас Эндрю Прокос больше тяготеет к арт-фотографии и использует архитектуру скорее как один из элементов своих произведений. Специально для INTERIOR+DESIGN он рассказывает о любимых зданиях, своем опыте погружения в различную архитектуру и дает прогноз развития городской среды в ближайшем будущем.
По теме: Иван Баан: рассказывать о человеке через архитектуру
Об идеальном городе
Идеального плана города не существует. Попытки уменьшить плотность населения в конечном итоге могут обернуться увеличением времени в пути и зависимостью от автомобилей. Я могу говорить только о городах, где получил непосредственный опыт навигации. В Нью-Йорке, к примеру, отличный общественный транспорт, поэтому владеть автомобилем не обязательно. Однако плотность города настолько высока, что жилые помещения и сама инфраструктура быстро ветшают, а зеленых насаждений не хватает. В Бразилиа, новом городе, созданном в соответствии с вдохновленным социализмом генеральным планом, коммерческая деятельность распространяется на каждый квартал. И здания устроены таким образом, чтобы вы всегда могли видеть зеленые насаждения — так обозначили стремление к повышению качества жизни. Однако монументальность Бразилиа и большие расстояния города означают, что жизнь ограничена определенными районами, а многие его части являются «мертвыми зонами». Поскольку это хорошо спланированный город, но расположенный в стране, где правительство не имеет сильного контроля над развитием, появилось множество непредусмотренных фавел, окружающих центральный город. А бедность и рост населения быстро разрушают любой, самый вдохновленный городской план.
Поэтому самое важное — это баланс. Одни из самых сбалансированных городов, которые я видел, — Сиэтл, Ванкувер, Цюрих и Вена. Прошлым летом я жил некоторое время в Цюрихе, и подобное высокое качество жизни трудно найти в Соединенных Штатах, за исключением богатых районов. Можно долго говорить, почему так происходит, но достаточно сказать, что как в России, так и в США слишком много средств тратится на поддержание военной инфраструктуры, а не инвестируется в качество жизни для широкого круга людей. Я пока не был в России, но мне хотелось бы побывать в Санкт-Петербурге и сравнить с остальными городами, ведь исторически это такой красивый город.
Дети Гери
Обычно я создаю серии фотографий. Я стараюсь не останавливаться, и вижу необходимость бросать вызов себе и зрителю, предлагая новые способы представления того, что я снимаю. Некоторые из них более концептуальны: в них здания и архитектура используются в качестве отправной точки, но серия не посвящена точному изображению зданий. В Metropolis Abstracted берутся лишь детали фасадов и фрагменты зданий: отражение крупным планом абстрагирует их до такой степени, что теряется само восприятие, какое здание изображается. В серии Inverted UAE изображаются крупные планы фасадов в «отрицательном» состоянии, что в определенном смысле запутывает взгляд на архитектуру и город: он становится совершенно незнакомым, и вы не уверены, на что смотрите. Серия Gehry's Children деконструирует одно из малоизвестных зданий Фрэнка Гери в Сиэтле и представляют зрителю только его части. Серия Niemeyer's Brasilia — более точное видение зданий архитектора, однако в нем используются фотографии с длительной выдержкой в сумерках и ночью, чтобы особенным образом передать отражения и окружающую среду здания.
Любимые здания
Мне нравятся разные постройки по разным причинам. Небоскребы Woolworth и Chrysler в Нью-Йорке за их элегантность и класс. Резиденции Фрэнка Ллойда Райта за их дальновидность, намного опередившую свое время. Мне нравится квартал всемирной выставки EUR в Риме, с его «Квадратным Колизеем» за его внушительные масштабы и строгость. Барочные часовни в Вене за их буйство орнаментов. Римские церкви за их масштаб и силу, вызывающую трепет. Мне нравится использование завораживающих меня геометрических узоров в исламской архитектуре. И британские особняки за их сдержанный и роскошный неоклассицизм. Восхищаюсь Зимним дворцом в Санкт-Петербурге: его пышностью и использованием материалов (к примеру, малахита) — такого больше нигде нет. Мне нравятся дворцы Великих Моголов в Индии за их обветшалое величие, и пышный бразильский модернизм Оскара Нимейера, явно игравшего не по правилам. Обожаю современные здания разных архитекторов, их слишком много, чтобы перечислить — но среди них выделяются постройки Захи Хадид, ее превосходство формы над функцией, и подразумеваемая чувственность ее зданий.
Новая архитектура
Из увиденного в последнее время меня поразил Новый Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса в Афинах, созданный Ренцо Пьяно. Я обнаружил, что дизайн хорошо сочетается с самим местом, и у вас остается ощущение, что вы почти парите над городом. Лувр Абу-Даби, спроектированный архитектором Жаном Нувелем, также представляет собой невероятное зрелище: массивный купол охватывает все здание и опирается только на четыре колонны. Гигантские шарикоподшипники в верхней части каждой колонны позволяют куполу немного сдвигаться в случае сейсмической активности. И весь музейный комплекс является шедевром вовлечения местной окружающей среды, при этом он остается открытым для окружающего ландшафта за счет того, что окружающая вода попадает внутрь здания. Меня пригласили на экскурсию по куполу, когда я вошел в состав архитектурной делегации в Объединенных Арабских Эмиратах в прошлом году, и было захватывающе видеть все слои конструкции. Снимки купола крупным планом позже стали частью моей серии Inverted UAE, недавно опубликованной на арабском канале CNN и сайте Designboom, а также получившей награду Prix de la Photographie в Париже.
Комфортный город
Есть две тенденции, которые я четко вижу. Первая — архитектура будет все больше соответствовать своему окружению и станет более интегрированной в окружающую среду. Для архитектуры больше недопустимо игнорировать окружающую среду и повышенную потребность в энергоэффективности и ресурсоэффективности. Вторая тенденция — возвращение в более человеческий масштаб и признание того, что успешные здания не просто приземляются из космоса, но отражают местный климат, культуру и историю. Я бы сказал, что новая, меньшая по размеру архитектура ближневосточных городов является прекрасным примером этого. В Дохе, Абу-Даби и Дубаи — экстремальные погодные условия, и там большая потребность в экономии ресурсов. В этих городах также все чаще пытаются воссоздать комфортный городской опыт, вернуть исторические кварталы, пригодные для прогулок, и уменьшить зависимость от автомобилей.
О концепции современного города
Ведущие города космополитичны, коммерчески успешны и в целом разнообразны по населению. Их развитие органично и является продуктом экономических циклов, а архитектура отражает открытость и стремление привлекать таланты и капитал. Ультрасовременные города Ближнего Востока, а также мегаполисы Китая в некоторой степени отходят от этой тенденции из-за их быстрого роста и степени государственного вмешательства, но они приглашают ведущих архитекторов со всего мира и их дизайн соответствует тенденциям.
Архитекторы городов очень долгое время была озабочена высотой и масштабом: через нее проецировались власть и богатство. Новые стандарты будут заключаться в способности оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, а также интеграции прилегающей территории и повышения (а не ухудшения) качества жизни. Этого будет труднее достичь в городах с высокой плотностью населения (Нью-Йорке или Гонконге), где «вертикальность» является необходимостью