Пекинская архитектурная студия OPEN Architecture спроектировала Центр исполнительских искусств в Шэньчжэне. Его нарочито простая форма — ответ чрезмерно эффектным театрам, выросшим по всей стране за последнее десятилетие в связи с экономическим бумом и быстрой урбанизацией Китая.
По теме: OPEN Architecture: музей в песчаной дюне
«Большинство из новых театров имеют экстравагантный экстерьер, — рассказывают архитекторы, — но часто пространственно однообразны и далеки от общественной и повседневной городской жизни. Они в значительной степени недоиспользуют огромные общественные ресурсы, вложенные в них». После победы в конкурсе на проектирование первого театра в Пиншане, новом районе муниципалитета Шэньчжэнь, студия OPEN Architecture получила возможность переосмыслить этот подход.
Изначально проект предполагал только создание большого театра, но при поддержке со стороны заказчика были добавлены образовательные и социальные программы, связанные с исполнительскими искусствами, а также ресторан и кафе. Общественный променад и ряд садов, доступные для всех, были спроектированы так, чтобы вписаться в архитектуру. Новое здание задумано многофункциональным: выступает как культурный центр, предлагающий комфортное городское пространства даже для тех, кто не идет в театр. Так оно становится намного более устойчивым в повседневной эксплуатации и выступает примером социальной инклюзивности для общественных построек.
«Несмотря на множество примеров обратного, мы не считаем, что здание театра обязательно требует «драматической» формы, — комментируют архитекторы. — Этот «драматический бокс» был намеренно создан кубическим по форме и богат пространственным восприятием. В его основе лежит объем большого театра на 1200 мест, полностью покрытого деревянными панелями темно-красных оттенков, которые видны как изнутри здания, так и на крыше. Рабочая галерея пронзает крышу и выступает фоном для разбитого там сада».
По бокам большого театра расположены небольшие функциональные помещения, доступные изнутри здания и через извилистый общественный променад на открытом воздухе, поэтому они могут быть удобно использованы широкой публикой, даже когда сам театр закрыт. Размывая границу между зданием и городом, прогулочная зона объединяет кафе, театр, учебные помещения, репетиционные залы, неформальный театр под открытым небом и сады на разных уровнях. Посетители могут прогуливаться по променаду от площади на уровне первого этажа до сада на крыше.
Зеленая крыша не только создает более комфортную среду, но и значительно снижает тепловую нагрузку на здание. Фасад является прямым ответом на местный климат: внешняя оболочка сделана из перфорированных V-образных профилей из алюминия, которые защищают здание от воздействия субтропических солнечных лучей и усиливают естественную вентиляцию. «В результате Центр исполнительских искусств объединяет ряд, казалось бы, противоположных элементов: формальное и неформальное, элитное и массовое, традиционное и экспериментальное; приводя к богатым и захватывающим впечатлениям как пространственно, так и функционально», — говорят авторы проекта.