Николай Ляшенко и Александр Цимайло, основатели одного из самых успешных и амбициозных бюро Цимайло Ляшенко и Партнеры, специально для INTERIOR+DESIGN рассказывают о новых трендах архитектуры, ее проблемах, идеальных девелоперах и об урбанистике будущего.
По теме: Массимилиано Фуксас: нужно переосмыслить саму модель города
Общность и общение
В ситуации, связанной с пандемией, мы находимся относительно недавно, и отделить гипотезы, связанные с потенциальными изменениями, от конструктивных предложений, бывает сложно. Мы думаем, что как только все вернется в привычное русло, разговоры о коренных переменах в архитектуре сойдут на нет, и все продолжат жить обычной жизнью.
Для нашего архитектурного бюро переход на удаленную работу оказался скорее нежелательным, поскольку мы привыкли работать рядом, плечом к плечу. Чувствовалось, как изменилась атмосфера в нашей компании: ведь когда все занимаются любимым делом, возможность лично обсудить все вопросы является ключевой. С переходом части сотрудников на удаленный режим стала теряться общность. Внутри своего бюро мы стали гораздо больше ценить время, которое проводим вместе. Возможно, это ощущение даст всем новый импульс для создания более комфортных пространств для работы, где люди будут наслаждаться общением и чувствовать себя по-особенному.
Микро-вибрации
В области частной архитектуры, на наш взгляд, тренды развития останутся примерно теми, что и были. Уклад жизни и устройство общественных пространств складываются десятилетиями, иногда столетиями — и никакой их быстрой смены или радикальных сдвигов за последние полгода не могло произойти. Наша область — архитектура — слишком инертна и растянута во времени, чтобы оперативно отреагировать на новые условия.
Однако если говорить об урбанистике — вернее, той ее части, которая касается разработки навигации, — то мы безусловно увидим стремление к перенаправлению потоков: значки, указатели, контроль, средства личной безопасности, аксессуары. И в этой области изменения заметны уже сейчас.
Возможно, если бы нынешняя ситуация с той или иной степенью интенсивностью продлилась пару десятилетий, тогда можно было бы безусловно говорить о глобальных изменениях. Сейчас мы видим, как люди задумываются о дополнительном комфорте в своем жилье, планируют расширение площади, хотят обустроить лоджию в виде сада или максимально удобный кабинет — но все хотели этого и раньше, просто пандемия спровоцировала повышенное внимание к этим пространствам. Но это похоже скорее на микро-вибрации, а не тектонические сдвиги.
Очень важно уточнять, о каком масштабе в связи с глобальными изменениями мы говорим: о микро-масштабе, на уровне которого каждый человек меняет свою жизнь в соответствии с новыми санитарными требованиями, или о макро-масштабе города, где принятие новых стандартов будет происходить долгое время.
Пока очевидны изменения на уровне устройства жизни индивида. Но радикально новой концепции устройства городов в ближайшее время, на наш взгляд, не появится. Динамичные трансформации будут касаться в первую очередь экологии и транспортной системы: увеличения зеленых насаждений в городах, появления большего количества велосипедных дорожек. Меняется подход к устройству пространств, где нужно в первую очередь решать задачи распределения потоков. Нужны такие пространства, где люди могли бы коммуницировать, и в то же время у них была бы возможность находиться друг от друга на определенном расстоянии. Прогнозируемо создание локальных зон, где человек может находиться отдельно от скопления народа.
Мы уверены, что большинство существующих пространств можно адаптировать под новые требования. Легко прогнозировать, что лоджии и террасы станут очень востребованы....
Безопасное будущее
На глобальные процессы в архитектуре гораздо больше влияют новые технологические процессы и их массовое внедрение. Именно научно-техническая революция повлечет за собой серьезные изменения в устройстве городов. Сейчас крайне нужны безопасные способы перемещения людей: возможно, будет найден новый подход к общественному транспорту.
Важно развитие типологии материалов, ведь сейчас из-за скудного их выбора (в разных сегментах строительства он различный, но в сфере массового строительства этот набор, как правило, однотипный) возникает опасность похожести зданий, и это влияет на качество архитектуры. При тех больших объемах, на которые выходит строительство, однотипность построек — одна из основных проблем. Мы как архитекторы хотели бы увидеть качественные, бюджетные материалы с разными поверхностями и цветами. В интерьерном сегменте выбор материалов и отделок значительно богаче. А для нас получить хороший фасадный материал крайне проблематично, поскольку фасады подвергаются агрессивному воздействию внешней среды.
Российский парадокс
Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: с одной стороны, есть безусловный запрос на качественную, хорошую и умную архитектуру, выстроенную грамотно с точки зрения маркетинга. С другой стороны, бюджеты сильно ограничены. Поэтому между запросом и возможностями существует неустранимый разрыв, и мы пытаемся его сгладить. Этот парадоксом обусловлен тем, что при возведении новых зданий девелоперы хотят только проверенных решений — тех, что были многократно испытаны. Никто не хочет рисковать. Но кто-то должен инициировать этот затратный процесс, чтобы развить эту область: изобрести материал, его сертифицировать, ввести в оборот. Наше государство не поддерживает такого рода исследования; возможно, это будет кто-то из частных предпринимателей. Некоторые компании уже имеют подобные разработки, но на общем рынке, который выдает миллионы квадратных метров в год, они вряд ли появятся. Выиграют те застройщики, которые готовы рискнуть и пойти на эксперимент. И государство, на наш взгляд, должно быть заинтересовано, как выглядят города – и также участвовать в инновациях.