Archipelago House — работа датской студии Norm Architects в Швеции, в окрестностях Гётеборга. Снаружи похожий на рыбацкую хижину, современный и комфортный внутри дом предназначен для летнего отдыха семьи с четырьмя детьми. Проект сочетает скандинавские строительные традиции и японское ремесленное мастерство, вобрав в себя лучшее из обоих миров.
По теме: Квартиры в Токио: японский и датский дизайн вместе
«Гармонично воплощая хаос и порядок природа является постоянным источником вдохновения для человечества и просуществует еще долго после того, как мы исчезнем. Поэтому природу всегда следует рассматривать как ориентир». Таково кредо датской студии Norm Architects. Архитекторы подчеркивают, что следуют традициям скандинавского дизайна — ценят вневременную эстетику, натуральные материалы, модернистские принципы изысканной сдержанности. «Каждый наш проект пропитан одним и тем же качеством: простотой, которая несет в себе большие идеи».
Проектируя Archipelago House, архитекторы обратились к вернакуляру: использовали те же приемы, что применяют в строительстве своих хижин и лодочных сараев местные рыбаки. Расположенный на скалистом берегу дом состоит из четырех объемов. Размером и высокими скатными крышами они уподоблены соседним домам — поблизости находится небольшая деревня. «Мы стремились безупречно интегрировать структуру в окружение: новое здание должно выглядеть так, будто стояло здесь всегда».
Четыре объема внутри перетекают один в другой, а снаружи соединены деревянным настилом, проложенным по наклонному участку. Интерьер повторяет его наклон: ступени соединяют пять уровней дома. «Назначение нашей архитектуры — акцентировать внимание не на здании, а на красивой природе и жизни, разворачивающейся внутри. Постройка — функциональный фон для человеческого взаимодействия».
Фасады Archipelago обшиты сосновой доской, внутри также доминирует дерево. С ним контрастирует современный наливной пол, поверхность которого фактурой и цветом напоминает камень. Под полом установлена система обогрева — следование традициям не отменяет комфорта. «Руководствуясь телом и разумом, а не тенденциями, мы предлагаем идеи, которые не только хорошо выглядят, но и приятно ощущаются: минимализм приобретает мягкость, а материалы — тактильные качества», — говорят архитекторы.
Основное жилое пространство — двухсветный опенспейс, разделенный кухонным островом. С одной стороны — гостиная с потрясающим видом на скалистый холм со всеми его расщелинами и разноцветными мхами. С другой — столовая, которая выходит на открытую террасу и в теплое время может быть соединена с ней посредством раздвижных дверей. Терраса образует защищенное открытое пространство: хозяева устраивают здесь обеды, играют с детьми и наслаждаются водным пейзажем с островами на горизонте.
Дом — вместилище натуральных материалов и нейтральных цветов, продолжение природного ландшафта. Сравнивая интерьеры и пейзаж, интересно наблюдать, как оттенки скал, мхов, сухой травы просачиваются в гостиную, столовую, кухню. В отличие от основных пространств, выдержанных в светлой палитре, ванная комната похожа на пещеру: облицована темным камнем.
Norm Architects сотрудничали с японским производителем деревянной мебели Karimoku, еще раз доказав близость кодов скандинавского и японского дизайна — это уже не первая совместная работа двух брендов. Чистые линии архитектуры дополнены минималистской, хорошо продуманной мебелью.
«У нас была четкая цель: чтобы проект рассказывал историю каждой из компаний, внесших вклад в его создание. Помимо Karimoku, с нами работал Аугуст Сандгрен — мастер, прославившийся в переплетном искусстве. Он, в частности, изготовил коробки для хранения мелочей N-BB01 — они выглядят как книги».
Коллекция светильников создана специально для проекта мастерской Kojima Shouten. Производитель традиционных фонарей с 220-летней историей из Киото разработал конусообразные лампы с абажуром из бумаги васи. Особого внимания, по мнению архитекторов, заслуживает клубное кресло N-CC01, придуманное Norm Architects и произведенное Karimoku. Оно занимает минимум места, предоставляя максимальный комфорт.